Ви є тут

Трансформация представления Вооруженных Сил Российской Федерации в массовом информационном пространстве

Автор: 
Сапунова Маргарита Германовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
192132
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования представления ВС РФ в массовом информационном пространстве 17
§Ы. Вооружённые Силы как социальный институт 18
§1.2. Роль СМИ в механизме представления Вооруженных Сил в информационнокоммуникативном пространстве российского социума 51
Глава 2. Трансформация представления Вооруженных Сил в информационном пространстве современной России 83
§2.1. Роль российской прессы в трансформации имиджа ВС РФ 85
§2.2. Трансформация механизма взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации со СМИ 119
Заключение 155

Список источников и литературы 159
Приложения Отдельно
Актуальность работы.
История наглядно показала, что Россия всегда существовала как великая военная держава. При этом армия была главной силой и символом государственной власти. «Армия есть величайшая драгоценность народа, необходимейший орган, обеспечивающий государству жизнь... Армию надлежит оберегать как святыню, заботясь всемерно о сохранении ее духа...» .
В декабре 1991 года распался Советский Союз, и Российская Федерация вступила на путь самостоятельного развития. 7 мая 1992 года Указом Президента Российской Федерации № 466 было объявлено о создании Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ), которые до сих пор находятся в состоянии непрерывного реформирования. При этом их качественные и количественные характеристики существенно проигрывают аналогичным показателям Советской Армии: сокращается численность ВС РФ, радикально снизились объемы финансировании на оборону, значительно ухудшились социальное положение и правовые гарантии военнослужащих, неуклонно снижается престиж ВС РФ и службы в армии и т. д. В связи с этим проблемы армии стали одними из злободневных и находятся в центре общественного мнения.
В формировании представления общества об армии большую роль играют средства массовой информации (СМИ). Именно средства массовой информации, информируя общество о положении дел в армии, привлекая внимание к наиболее значимым положительным и негативным явлениям армейской жизни, влияя на общественное сознание, чувства людей и косвенно - на механизмы принятия военно-политических решений, являются одним из важнейших информационных ресурсов функционирования ВС РФ. Без поддержки средств массовой информации военно-политические итога боевых действий могут быть неадекватно восприняты общественностью. Кроме того, для морально-психологического состояния военнослужащих далеко не безразлично, какой образ армии формируется в обществе. Из этого следует, что СМИ могли бы оказать значительную поддержку армии в столь трудный для нес период.
1 Меньшиков М. Письма ближним. - СПб., 1911. С.128.
26
В социологическом энциклопедическом словаре социальный институт определяется как: «Исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни (напр., семья, религия, образование и т.д.), обеспечивающие выполнение жизненно важных для общества функций, включающие совокупность норм, ролей, предписаний, образцов поведения, специальных учреждений, систему контроля».1
В свою очередь институализация характеризуется в этом словаре как «образование стабильных образцов социальных взаимодействий, основанное на формализованных правилах, законах, обычаях и ритуалах, а также как правовое и организационное закрепление сложившихся в обществе форм поведения, отношений и т.д.».2
Одно из самых удачных определений и подробных описаний социального института дают М.С.Комаров и А.М.Яковлев.3 Характеризуя этот феномен, в общем, достаточно традиционно, а именно как типы и формы социальной практики, посредством которых организуется социальная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, авторы издания выделяет три необходимые стороны деятельности социального института:
• набор специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;
• интеграция его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить социальноправовую основу его деятельности;
• наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля.
1 Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор Г.В. Осипов. - М: Издат. группа ИНФРА - НОРМА, 199В. С. 105.
2 Там же.
3 Социология: словарь-справочник. Т.1. Социальная структура и социальные процессы. - М.: Наука, 1990. С. 157.; Российский энциклопедический словарь. Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. -М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. С. 157-158 и др.
27
Таким образом, подчеркивают авторы, социальный институт может быть охарактеризован как с точки зрения внешней, формальной (материальной) структуры, так и с внутренней - содержательной.
С формальной материальной стороны социальный институт есть некая совокупность учреждений, лиц, обладающих определенными материальными средствами и выполняющих конкретную общественную функцию. С содержательной стороны - набор целесообразно ориентированных стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях. Эти стандарты нормативно урегулированы и закреплены в правовых или социальных нормах.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, функциями, набором социальных позиций и ролей, типичных для конкретного института. Он призван удовлетворять общественные, групповые и личные потребности.
По мнению авторов этого издания, социологию интересуют главные социальные институты, связанные с:
• реализацией основополагающих потребностей общества -институты семьи и образования;
• обеспечения материальной жизнедеятельности - институт экономики;
• интеграцией социальных групп и коллективов - политические и государственно-правовые институты;
• поддержанием и сохранением духовных ценностей - институты культуры.
Институционализация определяется указанными авторами как процесс формирования различных типов социальной практики в качестве социальных институтов. В качестве предпосылок этого процесса выделяются:
• возникновение определенных общественных потребностей в новых тинах общественной практики и соответствующих им социально-экономических и политических условий;