2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................3
Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТАХ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.................................................13
1.1 Понятие и сущность толерантности в гуманитарных науках 13
1.2 Семья и школа как социальные институты, отвечающие за процесс формирования толерантности...........................46
1.3 Теоретическое обоснование условий и выявление ценностей, способствующих формированию толерантности............84
Выводы по первой главе.......................................101
Глава 2 ТОЛЕРАНТНОСТЬ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ СЕМЬИ И ШКОЛЫ (ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)................................................103
2.1 Анализ процесса формирование толерантности в социальных институтах семьи и школы............................103
2.2 Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных приоритетов и уровня проявления толерантности у учащихся, родителей и учителей............................................133
2.3 Модель формирования толерантности в социальных институтах
семьи и школы...........................................148
Выводы по второй главе..................................156
Заключение..............................................157
Список используемой литературы...............................160
Приложения...................................................183
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях
экономической нестабильности, социального расслоения общества,
размывания нравственных ориентиров, снижения культурных ценностей, с одной стороны и ориентации на толерантность в различных областях жизнедеятельности человека - с другой, обостряется проблема
взаимоотношений людей, и в этом плане поиск конкретных принципов, подходов и условий к целенаправленной организации воспитания толерантности, прежде всего подрастающего поколения, становится одной из важнейших задач социальных институтов, отвечающих за духовное, нравственное развитие личности. В этой связи появилась потребность в проведении углубленных теоретических и эмпирических исследований семьи и школы.
Актуализация проблемы формирования толерантности в социальных институтах семьи и школы обусловлена тем, что, во-первых, семья и школа являются взаимосвязанными социальными институтами формирования личности; во-вторых, семья признается одним из устойчивых, базовых институтов общества, который закладывает основы воспитания, где от поколения к поколению передаются обычаи и традиции культуры, основы общечеловеческих ценностей, которые переносятся в социальные отношения, выходящие за рамки семьи, в семье люди постигают ценность личных взаимосвязей, верности, преданности, любви, взаимопонимания и уважения; семья выступает посредником между человеком, социальными институтами и государством; в-третьих, толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий снижения напряженности в социуме. Нравственное неблагополучие в обществе, падение воспитательной роли семьи - не полный перечень социально-экономических факторов, влияющих на развитие семьи и процесс воспитания подрастающего поколения. Грубость по отношению к ребенку воспитывает
и проявления толерантности (как личная позиция и как общественно-государственный и цивилизационный принцип).
Пассивная форма толерантности (изменяя терпимость к «Другому») отличается от активной и креативной формы по степени откровенности различения и по степени свободного признания [263]. По мнению О. Хёффе пассивная форма несет в себе заряд цивилизованною общения между людьми, но только сильные формы толерантности, а именно признание «Другого», его инаковостн - основываются на достоинствах и свободе каждой человеческой личности. Она состоит не только в снисхождении к своеобразию и слабости ближних, но и предполагает признание личностей, их равноправия, в котором никому нельзя отказать.
Активная толерантность - это практический, нравственно-политический принцип свободы. С позиции ограниченности человеческого познания свободное взаимодействие различных мнений представляет истине больше шансов, нежели «нетолерантное», закрытое для критики упорствование в принятом убеждении.
Критерием, определяющим пределы толерантности, О. Хеффе предложил возможность реализации свободы: «никому не позволять ограничения своей свободы, если она не ограничивает свободу других» [263].
Содержание толерантности как ценности образуют- сущностные морально-этические характеристики толерантности, которые были выделены П. Николсоном и С. Мендусом. Толераншосгь как моральный идеал определяют следующие характеристики:
1) отклонение - то, к чему от носятся толерантно, отклоняется то того, о чем субъект толерантности думает как о должном, либо от того, что он делает как должное;
2) важность - предмет отклонения тривиален;
3) несогласие - толерантный субъект морально не согласен с отклонением;
4) власть - субъект толерантности обладает властью, необходимой для попытки подавить предмет толерантности или, по крайней мере, воспротивиться либо помешать ему;
5) нс-опоржение (принятие) - толерантный субъект не применяет своей силы, позволяя тем самым существовать отклонению;
6) благость-толерантность верна, а толерантный субъект благ [293].
П. Николсон видит в толерантности несомненное благо и
отличительную добродетель лучших людей и обществ, а главным аргументом в пользу толерантности остаются легко прогнозируемые и реально наблюдаемые трагические результаты ее отсутствия.
С. Мендус считает, что толерантность основывается на моральном и религиозном скептицизме, оправдывается призывом к государственному и правительственному нейтралитету по отношению к конкурирующим концепциям добра, и определяемся уважением к индивиду как автономному субъекту [292].
По мнению H.A. Асташовой, толерантность может функционировать как принцип. Этот вариант связан с переводом толерантности в статус руководящей идеи, основного положения, внутреннего убеждения, определяющего деятельность человека. Очень часто идеи, находящиеся на уровне принципа, обеспечивают согласие в социальных группах.
Толерантность как норма позволяет усилить упорядоченность социальных взаимодействий, выполнение выработанных человеческих правил. На этом уровне толерантность отражает позицию личности в данной ситуации, ориентированную на конкретные образцы поведения, обобщенные принципы деятельности. Самый высокий уровень проявления толерантности личноеI и - наличие толерантности как идеала. Эго главный критерий в решении практически любых вопросов и самый действенный стимул поведения и деятельности личности [234}.
В.А. Лекторский, исследуя проблему толерантности, предлагает выдели j ь четыре способа ее понимания. Первый способ - «толерантность как
- Київ+380960830922