СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
Глава I. Проблема становления государственных символов в условиях кризиса социальной идентичности...............................13
1.1. Социальная идентичность в условиях трансформации Российского общества......................................................13
1.2. Государственная символика как средство актуализации гражданской
идентичности..................................................37
Глава II. Российская государственная символика в общественном сознании студенчества.........................................63
2.1. Особенности социализации молодежи России в трансформируемом обществе......................................................63
2.2. Социологическое исследование отношения студенчества к
государственной символике России..............................79
Глава III. Состояние и пути совершенствования символической политики в современной России................................123
3.2. Государственная символическая политика как вид социально-политической коммуникации....................................123
3.2. Основные направления символической политики по укреплению государственных символов России в общественном сознании студенчества
..............................................................154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................162
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.....................................167
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.................................................182
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.................................................190
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема символа становится очень актуальной в обществах переходного типа, а именно таким представляется реформируемое и трансформируемое общество современной России. Особенно это справедливо для символов государства, имеющих важное значение как для гражданской идентификации россиян, так и для выстраивания отношений между властью и обществом. Социальная идентичность, имеющая сложную структуру и затрагивающая различные аспекты самоотождествления индивида по разным критериям с теми или иными группами, является основанием для различной степени единства и солидарности в обществе. Основанием для нее являются в первую очередь нормы и ценности, поддерживаемые членами социума и воспринимаемые ими в качестве главного критерия внутригруппового подобия и целостности общности.
Символические формы артикуляции социальной идентичности являются тем социально-психологическим инструментом, который способен конструировать ощущение сплоченности и интеграции в обществе.
Посредством символизации осуществляется выражение и закрепление общественно значимых смыслов и ценностей в знаке, и это объясняет связь социальной идентичности и социальной символики. Гражданская идентичность, как часть идентичности социальной, является осознанием индивидом своей включенности в социальную общность на основе его представления о принадлежности к государству и (или) структурам гражданского общества. И ценности, на основе усваивания и поддерживания которых происходит отождествление гражданина с государственным образованием, также имеют свое выражение в символических формах, главной из которых является государственная символика. Смысл государственного герба, флага и гимна должен заключаться в транслировании символического текста об основных
Рассматривая возможные закономерности соотношения социальной идентичности и поляризации, А.Г.Костинская говорит о факторе группового сознания как субъективного компонента идентичности. Процесс социальной и групповой интеграции должен привести к гомогенности группы по показателям сходства ценностей, мнений и установок. Так, более идентичные группы должны демонстрировать меньшую поляризацию групповых мнений, ценностей и установок. Рассмотрение социальной идентичности сквозь призму выявленных компонентов субъективного аспекта предполагает выделение четырех вариантов групповой и социальной идентичности:
1 - Выраженное осознание групповой принадлежности и
гомогенность ценностей. Это максимальная степень социальной
идентичности. Категоризация соединяется со сформированным групповым
сознанием.
2 - Выраженное осознание групповой принадлежности и
гетерогенность ценностей. В этом случае категоризация выражена без сформированного группового сознания.
3 - Низко выраженное осознание групповой принадлежности и гомогенность ценностей. Это нестабильный вариант, поскольку единство ценностей является предпосылкой осознания групповой принадлежности.
4 - Низко выраженное осознание групповой принадлежности и гетерогенность ценностей. Эго характерно для низшей степени групповой идентичности.1
Одним из частных видов социальной идентичности является гражданская идентичность - компонент социальной идентичности индивида, содержащий его представления о принадлежности к государственному образованию и / или структурам гражданского общества, о самих этих образованиях и структурах, а также оценки индивидом и его намерения остаться в этом образовании или его покинуть.
1 Костинская А.Г. Концепция социальной идентичности и групповые решения /А.Г.Костинская // Мир психологии.- 2003.- №1.- С. 195.
Существует два аспекта гражданской идентичности:
1 - идентификация с государством / идентификация с гражданским обществом (гражданско-государственная идентичность и гражданско-общественная идентичность);
2 - идентификация с локальными или глобальными социальными образованиями.
В данном исследовании понятие «гражданская идентичность» применяется во втором аспекте, а именно как гражданско-государственная идентичность.
Понятие гражданской идентичности отражает осознание индивидом своей принадлежности к государственному образованию и имеет несколько составных частей.
Когнитивный компонент гражданской идентичности включает в себя ценности социально-политического устройства данного образования. Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры социальной группы. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. На основе этих ориентиров складываются конкретные типы поведения, в том числе социокультурные типы отношений россиян к политической и экономической трансформации России. Выполняя роль фундаментальных норм, они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществить социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно важных ситуациях. Система ценностей оказывает влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов.
Интерактивный компонент гражданской идентичности опирается на совместные действия граждан по достижению социальных целей и в интересах государственного развития. Взаимодействие индивидов в этом
- Київ+380960830922