Ви є тут

Процесс первичного профессионального самоопределения учащихся: социологический анализ

Автор: 
Лобова Елена Владимировна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
128
Артикул:
192307
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение........................................................3
Глава I. Первичное профессиональное самоопределение: методологические основания социологического исследования
1.1. Профессиональное самоопределение как социальный процесс................................................14
1.2. Первичное профессиональное самоопределение учащихся старших классов средней школы..........................28
1.3. Взаимодействие социальных агентов в процессе первичного профессионального самоопределения учащихся.............40
Глава II. Профессиональное консультирование в процессе первичного профессионального самоопределения учащихся (на примере учащихся старших классов школ ^Екатеринбурга)
11.1. Профессионально-консультационная деятельность: содержание и структура.................................58
11.2. Потребность учащихся в профессиональной консультации на этапе первичного профессионального самоопределения...72
11.3. Развитие системы профессионального консультирования: социологические аспекты................................91
Заключение....................................................115
Список используемой литературы................................119
2
Введение
Актуальность темы. Изучение проблемы профессионального самоопределения молодежи приобретает актуальность в свете изменений, происходящих на рубеже XX - XXI вв. в социально-профессиональной структуре общества и рынка труда. Движение российского общества по пути рыночной экономики привело к слому старой социально-профессиональной структуры и сокращению потребностей рынка труда в профессиях, сориентированных на социалистическую экономику. Разрушены традиционные способы взаимодействия между социальными институтами, особое место среди которых занимают институты образования и сферы занятости. Последствия указанных изменений могут быть рассмотрены на глобальном и локальном уровнях. На глобальном уровне изменения привели к новой структуре процессов профессионального и образовательного самоопределения. Динамичность изменений сформировала идеологию и практику, которые позволяют человеку совершать образовательные и профессиональные выборы несколько раз в течение своей активной экономической жизни. На локальном уровне (в частности, российском) к этим глобальным требованиям добавляются те, которые вызваны необходимостью интенсивного приспособления социальных групп к рыночной экономике и проявляются в сферах рынка труда, образования, и, следовательно, профессионального самоопределения.
Таким образом, в свете описанных изменений становится очевидной трансформация профессионального самоопределения и его структуры. Данный процесс требует последовательного изучения, т.е. углубления теорий профессионального самоопределения, профессиональной ориентации и профессионального консультирования.
В изучении указанных процессов в мировой и отечественной социологии 60-70 - х гг. XX века обнаруживаются тенденции, позволяющие рассматривать самоопределение и ориентацию как личности, так и социальных групп в мире профессий. При этом приоритетное внимание ученых было обращено к учащимся старших классов средней школы, которые в большинстве своем в те
3
8. На основе теоретического и эмпирического анализа выстроена аналитическая модель системы профессионального консультирования как социального взаимодействия рынка труда, адресной профконсультационной деятельности ответственных субъектов и социальных групп, находящихся на разных этапах профессионального самоопределения.
Положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Исходя из того, что переходные периоды в развитии общества обнаруживают приоритет группового над индивидуальным, мы определяем специфику социологического подхода к проблеме профессионального самоопределения как к самоопределению социальной группы в изменяющихся условиях макро и микросреды. В связи с этим профессиональное самоопределение мы понимаем как процесс определения социальной группой своего места в социальной и профессиональной структурах общества, выбора стратегии реализации социального и профессионального потенциала в условиях развивающегося рынка труда.
2. Мы представляем авторскую трактовку первичного профессионального самоопределения как этапа процесса профессионального самоопределения, включающего доопытное ознакомление учащихся старших классов с миром профессий, формирование профессиональных намерений и выбор соответствующей сферы и уровня профессионального обучения.
3. Предложенный подход позволяет уточнить определение профессионального консультирования как многофункциональной деятельности, суть которой состоит в руководстве профессиональным самоопределением группы и личности, и результатом которой должна быть готовность к выбору и проектированию своей профессиональной карьеры.
4. Мы исходим из того, что профессионально-консультативная деятельность должна быть адресной, и представляем аналитическую модель системы профессионального консультирования социальных групп. Эффект адресности кроется в дифференциации ответственности субъектов
11
нрофконсультационной деятельности и, соответственно, ее содержания в ориентации на запросы конкретных субъектов профессионального самоопределения - групп учащихся школ, студентов, безработных и т.д.
Научно-практическая значимость работы. Полученные в ходе диссертационного исследования результаты могут быть использованы:
- для совершенствования методологии изучения профессионального самоопределения и профконсультирования личности и группы;
- для разработки и чтения спецкурсов: «Социология молодежи»,
«Социология образования», «Социология труда», «Профессиональное самоопределение как социальный процесс», «Профессиональное консультирование молодежи»;
- для разработки системы и улучшения профориентационной и профессионально-консультативной работы с учащимися школ;
- для корректировки социальной политики в сфере образования и занятости молодежи.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены к обсуждению на следующих международных, всероссийских и региональных научных конференциях: «Социология в Российской провинции» (г. Екатеринбург, 2002 г.), ежегодные «Уральские социологические чтения памяти J1.H. Когана» (г. Екатеринбург, 2001-2006 г.г.), «Successes and Failures: Ten Years of Post-Soviet Societies» (Кыргызстан, 2002 г.), XV Уральские социологические чтения (г. Екатеринбург, 2005 г.), «1 1Молодежные социологические чтения» (г. Екатеринбург, 2005 г.), «Развитие социальной компетентности личности в процессе гуманитарного образования: школа и вуз» (г. Екатеринбург, 2006 г.), «Гуманитарное образование в современном российском вузе» (г. Екатеринбург, 2006 г.).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, которые включают 6 рисунков и 7 таблиц, заключения и списка
12