ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
ГЛАВА 1. Материнство как социальный институт и социальная практика............................................................16
1.1. Феминистский анализ материнства...........................16
1.2. Антропологический анализ социальных практик материнства...41
ГЛАВА 2. Социальная легитимация времени материнства............62
2.1. Анализ механизмов государственного управления репродуктивным поведением..........................................................62
2.2. Гендерный анализ социальной политики в сфере репродуктивного здоровья и родительства.............................................82
2.3. Возраст как социальный конструкт.........................101
ГЛАВА 3. Социальное конструирование «своевременного»
материнства........................................................124
3.1. Механизмы конструирования «своевременного» материнства...124
3.2. Практики несовершеннолетнего материнства.................157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................189
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................199
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................216
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях социально-политических и экономических трансформаций, переживаемых Россией в постсоветский период, наблюдается динамичное преобразование социальных отношений, в том числе, в области репродуктивного поведения. Трансформация общества оказывает влияние как на практики повседневной жизни, так и на изменения в системе гендерных отношений. Государственное регулирование касается всех аспектов публичной и частной жизни людей, включая сферу репродукции и брачно-семейных отношений. Актуальность обращения к анализу социальной политики в сферах репродуктивного здоровья и родительства определяется ухудшением показателей репродуктивного здоровья населения, изменениями приоритетов родительства в стратегиях индивидуального выбора, а также сложившимися практиками социального контроля над материнством, приводящими к усилению гендерной асимметрии социальных отношений. Несмотря на то, что постсоветский период характеризуется ослаблением роли государства в контроле репродуктивного поведения, сохраняются прежние механизмы институциального управления со стороны медицины, семьи, государства. В то же время устанавливаются новые формы контроля репродукции, изменяются способы формирования моделей гендерного поведения, стереотипы и практики материнства подвергаются модификации.
Либерализация сексуальных отношений приводит к плюрализации сексуальных практик и дискурсов, к сексуальному дебюту в более раннем возрасте, который сопровождается высоким риском добрачных зачатий у молодых девушек и с учетом сложившихся в обществе социальных норм в ряде случаев стимулирует ранние браки. Происходит распространение заболеваний, передающихся половым путем, и СПИДа среди молодежи. Фиксируется высокий уровень абортов у несовершеннолетних, рост числа внебрачных рождений и «брошенных детей», монородительских материнских семей среди несовершеннолетних. Наблюдаемый рост числа рождений детей у женщин до 18 и после 25 лет делает очевидной необходимость анализа «возрастного» статуса материнст-
по мнению арапешей, не кончается вместе с зачатием. Ребенок для них не продукт минутной страсти» но нечто со всей тщательностью создаваемое отцом и матерью в течение определенного времени11. Такое выражение, как «вынашивать ребенка», применяется как в отношении женщин, так и в отношении мужчин. Беременность считается такой же тяжелой нагрузкой для мужчины, как и для женщины. В племени Чамбули мужчины могли сплетничать, и это считалось нормой. Женщины, наоборот, были практичны, склонны к господству. В Самоа существовала традиция передавать детей на попечение родственников, в других обществах дети воспитывались не родителями, а другими взрослыми. Таким образом, различия в сексуальном поведении мужчин и женщин не являются врожденными, а конструируются социально, т.е. происходит конструирование норм, образцов поведения, и данный процесс происходит под воздействием экономических условий, законов, религии, обычаев, традиций и образования12.
Тема материнства в современном феминизме является одной из центральных. Феминистскими исследовательницами изучаются различные сферы семейной жизни, но специальное внимание уделяется именно материнству и сексуальности, так как изначально данные сферы определялись через биологию и инстинкт13. По мнению Т.А.Гурко, взгляды феминисток зависят от культурноисторических условий и личностного опыта мыслительниц. Возможно, именно поэтому темы материнства и сексуальности являются предметом спора между самими феминистками. Вариативность подходов к рассмотрению темы материнства еще раз подчеркивает значимость и неоднозначность данной проблематики.
В рамках психоаналитического феминизма тема материнства становится достаточно популярной. В настоящее время успешно развивается феминист-
" Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. С. 252.
12 Тартаковская И.Н. Социология пола и семьи. Самара: Ин-т «Открытое общество», 1997.С.67.
13 Гурко Т.А. Критика концепции половых ролей. Применение феминистской методологии к анализу супружества и родительства/ЛГеория и методология гендерных исследований. М., 2001. С. 334.
21
ский психоанализ, представленный именами Элизабет Гросс, Люс Иригарэй, Катрин Клеман, Элен Сиксу, Сары Кофман, Десики Бенджамен, Джейн Геллоп, Кэрол Гиллиган и Нэнси Ходоров. Так, мнения относительно данного вопроса не всегда являются однородными. К примеру, точка зрения Х.Дойч значительно отличается от мнения Ходоров или Диннерштейн^. Хелен Дойч в работе «Психология женщины: психоаналитическая интерпретация»15 приходит к выводу, что лучшим способом сохранения баланса для женщины является рождение ребенка, по ее мнению, только это может дисциплинировать эгоистические женские устремления. Женская сексуальность неразрывно связана с прокреацией, и все женщины созданы для того, чтобы быть матерями, а следовательно, только материнство делает женщину счастливой и здоровой.
Н.Ходоров рассматривала материнство как главную причину мужской доминации. Во всех обществах процесс материнства осуществляется женщиной, данный факт влияет на эмоции, психофизиологию, межперсональные отношения16. В 1978 году Н.Ходоров задается вопросом «почему женщины хотят быть матерями», она отвергает тезис о том, что это «естественно» и «заложено природой», и считает, что стремление к материнству имеет психоаналитическую природу, т.е. заложено в подсознании, идентичность девочек формируется на основе заботы о других, и впоследствии они становятся матерями. Таким образом, любовь девочки к матери является позитивным опытом и поэтому она старается его воспроизвести посредством собственного материнства, т.е. образ матери рассматривается как главный элемент при формировании идентичности17. Делается вывод, что родительство обусловлено не столько биологическими, а большей мере социально-культурными факторами. Соответственно, термин «материнство» подразумевает социальную деятельность по воспроизводству новых членов общества, а не физиологическую функцию. Кроме этого,
15 Deutsch Н. Psychology of Women. New YorkiGrune & Stratton. 1945.Vol. 1, 2.
,6Цит.по: Темкина А. Женское движение как общественное движение: история и тео-рияАТендерные тетради/Науч. ред. А.А.Клецин. СПб.: СПб Ф НС РАН, 1997. Вып. 1.
7Ходоров Н. Психодинамика ссмьи//Хрестоматия феминистских текстов. Переводы/Под ред. Е.Здравомысловой, А.Темкиной. СПб: «Дмитрий Буланин», 2000.
22
- Київ+380960830922