Ви є тут

Трансформация социального института прессы в условиях развития интерактивных масс-медиа

Автор: 
Зуева Елена Александровна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192797
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................... 3
Глава 1. Трансформация социального института прессы: основы теоретического анализа........................................16
1.1. Роль социального института прессы в структуре информационного общества............................................ 17
1.2. Изменение под воздействием интерактивных масс-медиа парадигмы функционирования прессы как социального института 33
Глава 2. Трансформация социального института прессы: качественные характеристики и количественные показатели............. 47
2.1. Воздействие интерактивных социальных технологий
на трансформацию медийных коммуникативных дискурсов..................48
2.2. Влияние процессов трансформации социального института прессы на изменение ролевых функций основных акторов, участвующих в деятельности масс-медиа .............................. 64
Глава 3. Трансформация социального института прессы: влияние на функционирование социальных структур..................... 81
*
3.1. Влияние интерактивных медиа на динамику социальных групп.. 82
3.2. Влияние интерактивных медиа на трансформацию социального института прессы и социальных структур в России......... 99
Заключение................................................... 118
Литература................................................... 123
2
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования. Говоря об актуальности темы диссертационной работы, необходимо сразу же подчеркнуть: интерактивные масс-медиа не просто один из факторов перманентной трансформации социального института прессы, но образно говоря, «спусковой механизм» формирования новой парадигмы развития
социальных технологий функционирования прессы как социального
*
института. Существовавший многие годы односторонний процесс медийной коммуникации, при котором средства массовой информации (СМИ) были каналом воздействия на пассивную аудиторию, благодаря интерактивным технологиям превращается в «улицу с двусторонним движением». Новые масс-медиа не только меняют устоявшиеся формы взаимодействий в рамках социального института прессы, но стимулируют трансформацию других социальных институтов общества.
Без сомнения, создание информационных супермагистралей и
*
внедрение мультимасс-медиа стали возможными в результате ряда технических и коммерческих достижений связанных с конвергенцией различных видов медиа. При этом под конвергенцией в дальнейшем будем понимать приобретение относительно далекими, по технологиям представления контента медиа, сходных форм взаимодействий с потребителями информационных продуктов. В то же время, эти достижения были бы невозможны без готовности общества принять новую коммуникативную парадигму, в рамках которой расширяется взаимодействие всех социальных групп, появляются новые возможности для развития личности.,
Глобальный процесс информатизации, начавшийся в конце XX века, в настоящий период рассматривается как социотехнологическая революция, а информационное общество - как новая ступень цивилизации с присущими ей закономерностями функционирования прессы как социального института.
4. Проанализировано изменение ролевых функций основных участников производства и потребления медийной продукции, связанные с возрастанием роли обратной связи между акторами.
5. Выявлено влияние интерактивных технологий на появление и функционирование новых социальных групп, использующих интерактивные медиа в качестве коммуникативного инструмента.
6. Охарактеризована роль российских социокультурных традиций в продвижении интерактивных масс-медиа в коммуникативные практики транзитивного общества. При этом выявлены как факторы способствующие процессам трансформации социального института прессы в нашей стране, так и факторы препятствующие указанным тенденциям.
ТЕЗИСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Существование прессы как социального института определяется спецификой его функционирования как социально обусловленного процесса влияния с одной стороны масс-медиа на социум, а с другой стороны, социума на масс-медиа и в информационном обществе имеют свою специфику. В информационном обществе интерактивность становится не только составляющей процесса производства медийного контента, но, в первую очередь, одним из важнейших элементов образа жизни современного человека, подразумевающего участие в социальном диалоге. Автором предложена следующая дефиниция. Интерактивные масс-медиа - это основанные на технической базе радиовещания, телевидения, телекоммуникационных сетей общего пользования (Интернет, Рунет, Фидонет и т.д.) средства массовой коммуникации, обладающие функцией двунаправленной социальной связи редакции с аудиторией, позволяющей адаптировать контент под интересы конкретного индивида.
2. Появление в составе социального института прессы интерактивных масс-медиа стало следствием конвергенции медийных технологий и востребованностью обществом новых моделей осуществления социального диалога. В результате возникновения и распространения интерактивных
масс-медиа, обладающих по сравнению с традиционными СМИ новыми социальными свойствами, изменилась парадигма функционирования прессы как социального института. Основными элементами новой парадигмы являются; увеличение числа социальных взаимодействий, изменение ролевых функций всех акторов задействованных в функционировании прессы как социального института, изменение направленности коммуникативных потоков, рост числа масс-медиа, способных удовлетворить потребности сегментированных социальных групп.
3. В качестве коммуникативного дискурса функционирование
интерактивных медиа представляет собой совокупность средств, алгоритмов
и средств коммуникации, сообщений и социальных кодов, обеспечивающих
согласование и представительство индивидуальных и групповых социальных •
интересов Под влиянием интерактивных медиа социальный институт прессы переходит от преимущественно однонаправленной коммуникативной модели взаимодействия с аудиторией к модели предусматривающей широкое использование технологий обратной связи. В свою очередь, аудитория масс-медиа из пассивной массы, потребляющей контент, превращается в равноправного участника социальных взаимодействий. Связующим звеном указанных процессов социальных взаимодействий, выступают журналисты интерактивных медиа, коммуникативные дискурсы которых трансформируются в сторону более активного взаимодействия с аудиторией.
4. Интерактивные масс-медиа могут рассматриваться в качестве социального инструмента, обеспечивающего осуществление диалога государства и общества лишь в той мере, в какой они способны стимулировать общество к инициированию осмысленных социальных коммуникаций и активному в них участию. Важную роль при этом играют как медийная элита, финансирующая внедрение новых форм коммуникативных взаимодействий, так и сообщества журналистов на практике воплощающие принципы интерактивности во взаимодействии с аудиторией. Изменение роли аудитории в процессе трансформации
13