2
Содержание:
Введение.............................................................3
Глава 1. Социокультурное конструирование отношения к старости.......14
1.1 Социальный проект отношения к старости..........................14
1.2 Отношение к старости в перспективе межпоколенческих взаимодействий..................................................37
Глава 2. Особенности изменения отношения к старости: социокультурный контекст............................................................62
2.1 Исторические формы отношения к старости.........................62
2.2 Возрастные группы: позиционирование в отношении к старости......85
Заключение.........................................................114
Список использованной литературы...................................118
Приложения.........................................................136
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена прочтением социологических диагнозов современности. Помимо глобализации, индивидуализации, экологических катастроф, выделим и такую инварианту - постарение населения, которая актуализирует проблему отношения к пожилым людям в современном обществе. Ныне усиливается внимание к геронтологической проблематике в контексте сокращения межпоколенческой дистанции.
Произошедшие за последние годы существенные изменения в культурных и социально-экономических условиях в России делают проблему отношения к старости особенно сложной и многомерной. Ситуация мировоззренческой неопределенности, усиленная переживанием людьми потери своего статуса, создает предпосылки возникновения межпоколенческих конфликтов. Сегодняшнее маргинальное положение пожилых людей объясняется уже не только спецификой старческого образа жизни, но и особенностями социальных, физических, административных составляющих их окружения. Постепенно меняются качественный состав старшей возрастной группы, характер ее потребностей в контексте реформирования системы социальной поддержки в переходном, кризисном социуме. Сложилась уникальная ситуация сосуществования сразу пяти поколений при неотработанности механизмов их взаимодействия. Как следствие, коллективные представления о реальных проблемах пожилых людей часто имеют неопределенный характер, на решение вопросов о социальной поддержке геронтологической группы большое влияние оказывают существующие сте-г реотипы.
Возраст так же, как и иол, класс, раса позиционируется как фундаментальная переменная, которая определяет систему общественного неравенства.
13
ального статуса пожилых людей в различных культурах, так и механизмов социального конструирования стереотипов. Обобщенный материал и выводы данной работы позволяют углубить теоретические представления социальной геронтологии, социологии знания, социальной антропологии, социальной работы. Полученные результаты могут быть использованы государственными органами власти и частными организациями геронтологического профиля для выработки моделей межпоколенческого взаимодействия, практик интеграции пожилых людей в социум, образовательных программ преодоления кризиса предпенсионного возраста, безболезненного перехода в пенсионный период. Положения диссертации могут найти применение в преподавании курса социологии, социальной геронтологии и разработке спецкурсов.
Апробация работы:
Основные положения и выводы диссертационной работы были изложены на методологических семинарах кафедры социологии СГТУ, заседаниях кафедры социологии СГТУ, на международных и российских конференциях: «Актуальные проблемы социального и производственного менеджмента» (Саратов, 2002, 2003), «Поколенческая организация современного российского общества: социальные проблемы поколений» (Саратов, 2002), «Интеграционные процессы в современном обществе» (Саратов, 2002), «Образование для всех: пути интеграции» (Саратов, 2003), «Пожилой человек: качество жизни» (Саратов, 2003), «Образование в современном мире: глобальное и локальное» (Саратов, 2004), «Современные коммуникативные практики» (Саратов, 2004), «Социальные технологии и современное общество: теория и практика» (Санкт-Петербург, 2004), «Социальное расслоение, власть и гражданское общество в современной России» (Саратов, 2004).
14
Глава I. Социокультурное конструирование отношения к старости
1.1. Социальный проект отношения к старости
Уровень цивилизованности общества во многом определяется тем, насколько комфортно чувствуют себя нетрудоспособные люди. Социальная обусловленность продолжительности жизни стала сегодня столь очевидна, что порой заслоняет все остальные аспекты этой проблемы1.
Используемые в науке классификации возрастных границ старости весьма разнообразны - ее начало различные авторы относят к периоду от 45 до 75 лет2. Мы основываемся на возрастной периодизации, принятой в 1963 г. в Киеве на семинаре геронтологов и ВОЗ, определяющей лиц 60-74 лет как пожилых, 75-90-летних как стариков; долгожителями считаются перешагнувшие 90-летний рубеж.
По классификации ООН, государство считается «старым», если доля лиц старше 65 лет превышает 7%. Уже в 1996 году доля людей, перешагнувших этот возрастной рубеж в нашей стране составляла 12,2%, что лишь немного ниже показателей западных стран. При этом пенсионная система в России испытывает все более существенные перегрузки - на начало 1999 г. численность населения старше трудоспособного возраста впервые превысила численность детей и подростков (до 15 лет); общее число лиц, претендующих на льготы, приближается к 100 миллионам3. Проблема старости в России имеет ярко вы-
1 Гаврилов Л.А. Биолого-демографическис аспекты исследования продолжительности жизни И Демографические исследования. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 105.
2 Карсаевская Т.В., Шаталов А.Т. Философские аспекты геронтологии. М.: Наука, 1978. С. 106.
’ Подробнее см.: Бреев БД. К вопросу о постарении населения и депопуляции // Социс. 1998. № 2. С. 63; Збар-ская И.А. Демографическая ситуация в России на пороге XXI века и необходимость переписи населения // Во-
- Київ+380960830922