2
План
Введение..................................................3
Глава I. Духовно-нравственные качества
государственных служащих: содержание, значимость................15
1.1. Понятие духовно-нравственных качеств государственных служащих........................................15
1.2. Концептуальные и должные модели нравственного поведения государственного служащего............................30
1.3. Духовно-нравственные качества современного государственного служащего России...............................56
Глава II. Сущность, специфика, основные направления правового и общественного воздействия на
формирование должной морали государственных служащих 74
2.1. Общественное и правовое воздействие
на формирование и развитие духовно-нравственных качеств государственных служащих........................................74
2.2. Механизмы правового воздействия на развитие должных духовно-нравственных качеств государственных служащих...........91
2.3. Система общественного воздействия на формирование должной морали государственных служащих........................111
Заключение...............................................134
Список используемых источников и литерату ры.............141
3
Введение
Актуальность темы исследования.
В настоящее время происходит реформирование государственной службы России, ее становление как социального института. Несмотря на значительный массив законодательных актов, теоретических концепций по вопросам организации и функционирования института государственной службы, существует ряд проблем, требующих глубокого осмысления. Одной из таких проблем является профессиональная деятельность государственных служащих, которая зависит от многих слагаемых, в том числе от нравственного потенциала представителей властных структур, степени этичности их поведения.
Проблема нравственности государственных служащих продолжает звучать особенно актуально. Это связано с рядом факторов.
Во-первых, большая часть населения оценивает государственных служащих и их деятельность прежде всего с точки зрения нравственной составляющей, присущих им духовных, личностных качеств. Именно от нравственности представителей государственных органов зависит в целом авторитет власти среди населения и, как следствие этого, доверие граждан к ней.
Во-вторых, в среде государственной службы формируются специфические нравственные нормы поведения лиц, занимающих государственные и политические должности, которые способствуют разрешению сложных ситуаций в процессе осуществления ими должностных полномочий.
В-третьих, остается открытым вопрос о содержании правового регулирования профессиональной этики представителей властных структур.
В-четвертых, в настоящее время слабо работают механизмы прямого общественного воздействия на формирование должной морали государственных служащих.
14
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
15
Глава 1. Духовно-нравственные качества государственных служащих: содержание, значимость.
§1.1. Понятие духовно-нравственных качеств государственных
служащих.
В настоящее время Россия идет по пути дальнейшего формирования гражданского общества, где демократические принципы выступают его основными ценностями. Приходится констатировать, что данный процесс сопряжен с «ломкой» предыдущей идеологии массового сознания и с формированием новой, общей идеи развития и существования современного российского государства.
В таких условиях переходного состояния общества, где отсутствуют, четко определенные, идеологические установки, где каждая личность имеет свою систему ценностей, нравственные установки населения, каждого отдельного гражданина определяют темпы, направленность, социальную надежность социума в целом, а на уровень толерантности населения оказывает сильное влияние такой фактор, как степень уважения к властям
Уважение к властям служит основой прочного и конструктивного взаимодействия населения с институтами власти, что является залогом стабильности общественного развития. Население, доверяя власти в определении стратегии развития государства, потребностей общества в экономической, социальной, идеологической сферах жизнедеятельности, обосновано требует от представителей властных структур наивысшей ответственности за проводимую политику, которая должна, прежде всего, обеспечивать материальные и духовные потребности граждан. Политика государства в материальной сфере должна быть направлена на гарантию
1 См.: Социологические исследования в системе государственной службы 1992 - 2002. Информационно-аналитические материалы кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва - Орел 2002. с. 7-17.
- Київ+380960830922