2
Оглавление
Введение....................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основания
исследования процесса институционализации
социального конфликта..................................... 14
§ 1. Социальный конфликт как объект изучения
социологической науки..................................14
§ 2. Структура и динамика социального конфликта............46
Глава 2. Институциональные механизмы
регулирования социальных конфликтов....................... 76
§ 1. Право как предпосылка институционализации
социального конфликта................................. 76
§ 2. Нормативные механизмы регулирования
социального конфликта .................................93
§ 3. Саморегуляция личности как условие разрешения
социального конфликта.................................130
Заключение................................................152
Список использованной литературы..........................160
3
Введение
Социология конфликта - сравнительно молодая область знания. Между тем теоретическая востребованность ее разработок и их несомненная практическая результативность определяют высокую степень актуальности научных исследований, ведущихся в рамках данного направления. В современных условиях в российском обществе сформировалась четко выраженная потребность как в фундаментальных, так и в прикладных знаниях о закономерностях развития, способах предупреждения и конструктивного разрешения социальных конфликтов, особенно тех, которые могут привести к серьезным последствия для всего общества в целом, сдетонировать масштабные негативные явления в жизни социума. Для решения этой научной задачи необходимо прежде всего попытаться систематизировать уже имеющиеся в настоящее время знания социологического, социально-философского, психологического характера о природе социальных конфликтов и о специфике их регулирования. Именно на этом теоретическом и методологическом фундаменте представляется возможным разработать наиболее актуальные аспекты современной теории управления социальными процессами. Для действительного разрешения конфликтов и предотвращения их обострения требуется знание фундаментальных процессов и противоречий, являющихся основаниями этих конфликтов. Здесь большие возможности в исследовании мотивов, этапов протекания, способов предупреждения, пресечения и локализации социальных конфликтов открывают разработки в сфере относительно новой для нас науки - конфликтологии.
Среди методов разрешения социального конфликта приоритетное значение имеют методы, актуализирующие регулятивные возможности права. Ведь именно право возникло и исторически развивалось в качестве одной из важнейших форм культуры и цивилизации, чтобы
15
соответствии с идеей справедливости. Ни Платон, ни Аристотель никогда не утверждали, что в справедливом обществе не будет никаких конфликтов и противоречий. Постоянным источником конфликтогепности любого общества, согласно мнению античных мыслителей, выступает его дифференцированность, ведущая к конфликту и конфронтации различных социальных групп.3 Однако структура общества, не допускающая серьезного нарушения социальных норм, будет надежно защищена от эскалации кризисных ситуаций, которые способны его разрушить.
Согласно христианскому взгляду на мир, конфликты и социальные противоречия неизбежны, так как являются следствием греховной сущности человека. Внутренняя конфликтность человека сказалась на его практической жизни и перешла в конфликтный характер человеческой истории, который, однако, не имеет абсолютного характера. По установившейся вместе с христианским мировоззрением точке зрения, сама природа общества основана на утверждении духа согласия и признания свободы личности, что достигается на пути следования нормам нравственности. Исходя из этого, начала общественного устройства должны быть основаны на принципах сотрудничества и взаимопомощи.4.
В представлениях новоевропейского мышления (Т.Гоббс, Дж.Локк) социальные конфликты проистекают из самой природы человека и состоят в борьбе двух или нескольких сторон за обладание каким-либо неразделенным благом, вещью, ценностью («война всех против всех»). Нормы морали и права в их единстве («естественные законы») впервые выделяются как основные социальные институты, способные
3Кащаев А.Е. Социальный конфликт: опыт философско-социологического анализа. Иркутск, 1998. С. 25 - 27.
4См.: Спекторский Е.В. Христианство и культура. Прага, 1925. С. 159 -161.
16
нейтрализовать изначальную конфликтогенность человеческой личности. Абсолютным гарантом их эффективности признается только общественный договор, являющийся своего рода аналогом общественного согласия, и государство.
Для новоевропейского мышления общественный договор представлялся единственным теоретико-легитимационным понятием, объясняющим возникновение социально-политических институтов. Он является формой институционализации всеобщего социального конфликта («войны всех против всех») на основании формирования общей цели (сохранение социального мира) и появления социальных норм и правил, а также связанных с ними процедур.5 После заключения договора соблюдение его условий становится правовой обязанностью каждого участника, а несоблюдение ведет к применению санкций. Таким образом, значение общественного договора представляло собой, как высказался О. Хеффе: “...добровольное и чаще всего взаимное ограничение свободы, имеющее правовую силу. Добровольное ограничение требует соблюдения условий договора, повиновение является обязательным”.6 Право завершает процесс институционализации социального конфликта, так как предусматривает установление дифференцированной системы санкций для поддержания норм и правил.6
Учение о роли моральных и правовых регуляторов межличностных и социальных отношений получает новое измерение в немецкой классике. И.Кант смог наиболее глубоко, по сравнению с предшествующей социальной наукой, показать источник конфликтогенности личности и общества. Нежелание или неумение (отсутствие культуры морального
5 Гоббс Т. Соч. в двух томах. Т. 1. М.,. 1989. С. 295 - 296.
6 Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. М., 1994. С. 282.
6 Ср.: Гавра Д.П. Социальные институты // Социология. Спб, 2001. С. 150.
- Київ+380960830922