СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Детерминанты социального взаимодействия в военной
среде
1.1 Методология исследования детерминации в системе военного образования
1.2 Социально-педагогические предпосылки процесса корпоративной социализации военнослужащих
1.3 Корпоративное сознание и поведенческие модели учащихся военных вузов
Глава 2. Корпоративность как условие развития военносоциальных отношений
2.1 Конфликтогенность социальной коммуникации военнослужащих в условиях современных реформ
2.2 Тенденции мобильности корпоративного сознания учащихся военных вузов
2.3 Мониторинг военно-профессиональной мотивации корпоративного взаимодействия
Заключение
Примечания
Библиография
Приложения
3
Введение
Актуальность темы исследования. Социальное взаимодействие, в аспекте его прогнозирования и организации, составляет одну из наиболее значимых проблем социологии. Современное российское общество движется по пути реформ. Важность преобразований в Вооруженных Силах состоит в том, что армия была и остается фундаментом безопасности социума и гарантом его успешного развития. Именно состояние Вооруженных Сил зачастую определяет то, какое место в мире, а также в политической жизни региона занимает та или иная держава, каков ее международный авторитет и степень включенности в решение вопросов мировой политики.
Сильная, корпоративно единая армия является достоянием не только отдельного государства. Сегодня, когда мировому сообществу брошен вызов силами международного терроризма, способность армии противостоять такой угрозе резко увеличивается, возрастает степень требований к возможному взаимодействию армий различных стран, которые в прошлом являлись военно-политическими конкурентами.
Необходимость реформирования Вооруженных Сил и военного образования осознается не только на теоретическом уровне. Она была со всей очевидностью выявлена и продолжает актуализироваться сейчас, когда на Северном Кавказе продолжается ведение боевых операций против группировок террористов. Этот опыт дает практическое основание для проведения таких реформаторских шагов, которые наиболее адекватно отвечали бы требованиям времени.
Реформа Вооруженных Сил РФ имеет большое количество аспектов. Сегодня законодательная и исполнительная власть по мере возможности пытаются сдвинуть тот массив проблем армии, которые накапливались десятилетиями. В настоящее время большое значение уделяется переоснащению и материально-финансовому обеспечению армии. Но при
стороны: целесообразность и коммуникативность. Следует также учитывать воздействие на самих людей, связанное со статусами, престижностью и др. Вещь может быть высококачественной, богатой по содержанию, обладать свойствами, необходимыми для формирования тонкого вкуса. Но при этом она может нравиться или не нравиться людям, быть критерием «избранности» ее владельца, указывать на его положение, происхождение и др. Конформизм в обучении - это односторонняя ориентация только на отношения людей. К примеру, подростки начинают интересоваться объектами «взрослой жизни» только потому, что они нравятся всем другим людям, и, прежде всего, людям уважаемым, ценимым самими обучаемыми.
А что представляет собой объект поведения - это уже не столь важно. Принято иметь институтский диплом - значит, придется поступать в вуз, все равно, в какой. Здесь позиция «быть таким, как все» имеет уже совсем другие механизмы. Целью является уже не овладение богатством объекта науки, его культурным содержанием, а попытка занять с помощью владения общими навыками место в отношениях людей - приблизиться, хотя бы внешне, к уважаемым и «сильным мира сего», вызвать восхищение, зависть. Конформизм опасен тем, что объект профессии остается «непрочитанным», безразличным.
Поэтому важно, чтобы педагоги или родители показали подростку, если речь идёт об абитуриентах, что власть над людьми с помощью предметов потребления - не слишком надежная гарантия завоевать авторитет или понравиться другим. Престижная вещь, вызывающая зависть у других людей, все равно не спасает от их насмешек за трусость или лень. Преодоление конформизма в перспективах высшего образования должно идти уже на стадии подготовки к поступлению в вуз.
Очевидно, что следующая стадия развития личности индивидуализация. На этой стадии развития индивиды резко противопоставляют себя и всех остальных членов коллектива, с определённостью заявляют о своем собственном, ярком, неповторимом «Я»,
18
своем отличии от «массы». «Герои» и «толпа» - вот закулисная установка для такого поведения. Именно для этого периода характерен активный поиск субъектом средств выражения своего индивидуального «Я» - в виде оригинального хобби, необычного кружка, увлечения
Эти черты формирующейся личности находят свое отражение и в ориентации на учебу. В большинстве ситуаций люди, находящиеся на этой стадии, соглашаются следовать примеру лишь при условии, что им позволят внести в объект подражания что-то свое.
Иногда позиция индивидуализации внешне напоминает индивидуализм, почти дерзкое выпячивание собственного «Я», которое выглядит агрессивно, эгоистично. Но есть одна особенность, отличающая в социологии индивидуализацию от индивидуализма: во время
индивидуализации обучаемые боятся отличаться от коллектива существенно, они лишь слегка дополняют, придают индивидуальные детали общественно принятым объектам для подражания. Их вызов - мелкий и достаточно безобидный укол общественному мнению. И это не случайно. Нормы и ценности, которые молодой человек усваивает через моду, через подражание, на этой стадии еще не интериоризованы, не стали достоянием внутреннего мира, он владеет ими только с помощью и при опоре на других членов коллектива. Поэтому резкого, антагонистического противопоставления «Я» и «Мы» здесь не бывает (приложение 2).
Как следует относиться к подражанию на стадии индивидуализации для более взрослого человека? Эта, как и предыдущая стадия, является также необходимым этапом в развитии личности. Поэтому, предлагая индивиду тот или иной образец для подражания, следует позаботиться о том, чтобы он всегда имел возможность выразить собственное мнение, собственную индивидуальность. Главное, чтобы проявление собственного мнения не затормаживалось внешними причинами, запретами. В противном случае индивидуальность грозит перерасти в агрессивность, конфликтную направленность, а в системе психических реакций и в дерзость,
- Київ+380960830922