Ви є тут

Институт высшего образования как детерминант процесса социализации в современных условиях

Автор: 
Чечет Виктор Леонтьевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
171
Артикул:
193171
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического изучения социализирующих факторов современного высшего образования
1.1 Деятельностная сущность формирования личности в 13 системе высшего образования
1.2 Проблемы системы высшего образования 33 :социологический подход
1.3 Адаптационно-регулятивные возможности современного 56
высшего образования
Глава 2. Институт высшего образования в структуре
социального пространства современной России
2.1 Высшее образование и современные социально- 79
экономические отношения
2.2 Социальные проблемы профессионального 99 самоопределения выпускника вуза
2.3 Социокультурные перспективы института высшего 120
образования в России
Заключение 139
Примечания 148
Библиография 152
Приложения 163
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Высшее образование - это процесс, который осуществляется на фоне других социальных процессов, будучи одновременно встроенным в них и относительно самостоятельным, автономным. Это актуализирует проблему рассмотрения высшего образования, как в контексте социальной динамики самого образовательного процесса, так и социальной динамики общества. Современное общество, развиваясь, вырабатывает новые требования к специалисту. Главным из них является непрерывное образование. Если раньше получение образования некоторого типа и уровня было достаточным на протяжении всей жизни человека, то сегодня невозможно представить себе специалиста, который бы прекратил обучение, повышение свой квалификации. Новые потребности человека и общества заставляют искать новые средства, типы, модели и технологии образовательного процесса, а также объяснять детерминированность форм социализации основных их участников.
Устойчивое развитие общества способно разрешить острейшие проблемы, вставшие перед человечеством и угрожающие его существованию, может выступить гарантом его будущего предпосылкой и базой реформ в развитии образования и науки. В свою очередь, высшее образование как социальный институт, на определенном этапе своего развития может само стать источником позитивных перемен.
Недооценка обществом и государством образования как социального института воспроизводства своего интеллектуально-духовного потенциала, недостаточно эффективная государственная политика в этом направлении неизбежно привели к падению престижа «интеллектуальных» профессий, снижению социального статуса высококвалифицированных специалистов.
Основу новых приоритетов и стратегий высшего образования и науки в изменяющемся мире составляют: способность воздействия этих сфер на социально-экономические, политические и национальные изменения, ориентированные на развитие человечества; возрастание их влияния на формирование эффективного и справедливого мира, трудовых взаимоотношений, на организацию гражданского общества, базовыми
16
она может нравиться или не нравиться людям, быть критерием «избранности» ее владельца, указывать на его положение, происхождение и др. Конформизм в обучении - это односторонняя ориентация только на отношения людей. Подростки начинают интересоваться объектами «взрослой жизни» только потому, что они нравятся всем другим людям, и прежде всего людям уважаемым, ценимым самими подростками.
А что представляет собой объект поведения - это уже не столь важно. Принято иметь институтский диплом - значит, придется поступать в вуз, все равно, в какой. Здесь позиция «быть таким, как все» имеет уже совсем другие механизмы. Целью является уже не овладение богатством объекта науки, его культурным содержанием, а попытка занять с помощью владения общими навыками место в отношениях людей - приблизиться, хотя бы внешне, к уважаемым и «сильным мира сего», вызвать восхищение, зависть. Конформизм опасен тем, что объект профессии остается «непрочитанным», безразличным для ребенка.
Поэтому важно, чтобы педагоги или родители показали подростку, если речь идет об абитуриентах, что власть над людьми с помощью предметов потребления - не слишком надежная гарантия завоевать авторитет или понравиться другим. Престижная вещь, вызывающая зависть у других людей, все равно не спасает от их насмешек за трусость или лень. Если ребенок занялся коллекционированием, устремился в «модный» кружок, словом, начал кому-то подражать, обязательно нужно поинтересоваться, нравится ли ему само занятие, или это делается в угоду другим. Преодоление конформизма в перспективах высшего образования должно идти уже на этой стадии.
Очевидно, что следующая стадия развития личности индивидуализация. На этой стадии развития индивиды резко противопоставляют себя и всех остальных членов коллектива, с определённостью заявляют о своем собственном, ярком, неповторимом Я, своем отличии от «массы». «Герои» и «толпа» - вот закулисная установка для
17
такого поведения. Именно для этого периода характерен активный поиск субъектом средств выражения своего индивидуального «Я» - в виде оригинального хобби, необычного кружка, а в целом, в юности- поиска «особой судьбы», «не такой, как у всех, любви, профессии, жизни и т.д.».
Эти черты формирующейся личности находят свое отражение и в ориентации на учебу. В большинстве ситуаций люди, находящиеся на этой стадии, соглашаются следовать примеру лишь при условии, что им позволят внести в объект подражания что-то свое.
Иногда позиция индивидуализации внешне напоминает индивидуализм, почти дерзкое выпячивание собственного «Я», которое выглядит агрессивно, эгоистично. Но есть одна особенность, отличающая в социологии индивидуализацию от индивидуализма: во время
индивидуализации подростки боятся отличаться от коллектива существенно, они лишь слегка дополняют, придают индивидуальные детали общественно принятым объектам для подражания. Их вызов - мелкий и достаточно безобидный укол общественному мнению. И это не случайно. Нормы и ценности, которые подросток усваивает через моду, через подражание, на этой стадии еще не интериоризованы, не стали достоянием внутреннего мира, он владеет ими только с помощью и при опоре на других членов коллектива. Поэтому резкого, антагонистического противопоставления «Я» и «Мы» здесь не бывает.
Как следует относиться к подражанию на стадии индивидуализации для более взрослого человека? Эта, как и предыдущая стадия, является также необходимым этапом в развитии личности. Поэтому, предлагая индивиду тот или иной образец для подражания, следует позаботиться о том, чтобы он всегда имел возможность выразить собственное мнение, собственную индивидуальность. Если мнение пока не сложилось - не беда. Главное, чтобы его проявление не затормаживалось внешними причинами, запретами. В противном случае индивидуальность грозит перерасти в агрессивность, конфликтную направленность, а в системе психических реакций и в дерзость,