СОДЕРЖАНИЕ
2
Введение.................................................3-22
Глава I Социальные символы и механизмы социальной самоидентификации российской интеллигенции
§ 1 Социальная база воспроизводства современной российской
интеллигенции............................................
§ 2 Влияние институциальной трансформации на статусные характеристики интеллигенции.............................
... . *.
Глава II Образы прошлого, настоящего и будущего в общественном сознании интеллигенции
§ 1 Национальные традиции в механизме социальной
идентификации современной интеллигенции........................83-115
§ 2 Социальные факторы конформизма и радикализма в
поведении интеллигенции .................................. 116-138
§ 3 Социальная мифология в сиегеме сознания российской интеллигенции.................................................139-151
Заключение...................................................152-155
,23-57
58-82
Библиография
156-164
3
Введение
Проблема социальной самоидентификации российской интеллигенции в условиях системного кризиса современного российскою общества имеет глубокое теоретическое и практическое значение, поскольку в образе ее мышления и деятельности преломляются и взаимонакладываются многие вопросы экономики, политики и научного осмысления глобальных грансформационных изменений. С практической точки зрения в ментальности и политическом поведении интеллигенции находит отражение характер институциальной модернизации общества, власти и экономики. Эта модернизация сопровождается становлением принципиально новой социальной структуры, политической системы, экономического порядка. Как на это реагирует наиболее образованная часть общества во многом зависит успех социального реформирования. В известном смысле интеллигенция представляет собой референтную общественную группу, в поведении которой отслеживается и проявляется и демократический, и тоталитарный потенциал экономической и политической трансформации.
Собственно интеллигенция в силу своего социального статуса, мировоззрения, внутригрупповой организации в большей степени, чем другие общественные группы, втянута в системный кризис, основная суть которого обусловлена в первую очередь духовным разломом, нравственным разложением и растлением общества. Об аналогичных обстоятельствах в свое время писал И. Ильин: «Политические и экономические причины, приведшие к ...катастрофе, бесспорны. Но сущность ее гораздо глубже политики и экономики: она духовна. Это есть кризис русской религиозности. Кризис русского правосознания. Кризис
15
состоянии глобального кризиса, и как структура постютали гарного, постсоветского характера и т.п. Совокупность признаков подбирается и устанавливается весьма произвольно и предвзято. Тем более это относится и к интеллигенции. Она характеризуется весьма противоречиво. Спектр оценок весьма широк: от радикализма в ее поведении до конформизма в мышлении и деятельности. Тем самым механизм самоидентификации представляется весьма расплывчатым, если речь идет о действительно социальном механизме, а не о какой-то более абстрактной проблеме.
Новизна диссертационного исследовании вытекает из актуальности проблемы, а также определяется характером предпринимаемого анализа, сформулированным в его цели и задачах:
данная работа является одной из первых, в которых рассматриваются ментальные особенности интеллигенции, обусловленные ее местом в системе социально-экономических и политических отношений, и влияющие на процессы социальногрупповой организации, самоидентификации и адаптации к новым обществен™м условиям;
в диссертации характеризуется механизм и принципы самоорганизации интеллигенции на основе как традиционных для нее социокультурных ценностей, так и инновационных социальных технологий, обусловленных современными трансформационными процессами;
в работе проанализирована роль мировоззренческих установок, характерных для интеллигенции как общественной группы, в системе самоидентификации, в концептуализации ее интересов в условиях современного кризиса;
5 См : Социология в России Под ред. В. А Ядова Изд 2-е. М, 1998. С. 123, 360-361, 528, 551.
16
исследовано влияние национальных традиций на механизм самоидентификации интеллигенции. А также их значение при переходе от идеологии тоталитарного политического сообщества к идеологии демократического сообщества;
рассмотрены особенности проявлений политического конформизма и радикализма в поведении интеллигенции как реакции на трансформационные изменения в российском обществе;
дана характеристика социальных условий и механизмов формирования мифологического сознания интеллигенции как неадекватного восприятия кризисного состояния общества, его перехода к нормам и ценностям шиорализованного социума.
Методолш нческой основой работы являлись исследования отечественных и зарубежных исследователей по проблемам политической ментальности и социальной организации общественных групп. Использованы методологические установки системного анализа при характеристике внутригрупповой организации интеллигенции, ее взаимодействия с другими элементами социальной структуры, институтами политической власти и управления. Системная методология была применена при обосновании механизмов и принципов внутригрупповой самоидентификации интеллигенции в зависимости от происходящих в современном российском обществе экономических и политических изменений. Тем самым на данной методологической основе механизм самоидентификации вписан в систему внешних социальных параметров.
При характеристике социальной базы воспроизводства современной интеллигенции применен исгорико-логический метод в плане соотнесения глобальных тенденций в развитии данной группы с тенденциями, обусловленными текущим социальным кризисом и переходным состоянием общества. Самоорганизация и самоидентификация
- Київ+380960830922