Ви є тут

Проблеми розвитку і роль ритуального танцю у ранньохристиянській культурі

Автор: 
Волчукова Вікторія Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U003088
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИЗБРАННЫХ ХРИСТИАНСКИХ ТЕКСТОВ
О ТАНЦЕ

"Сегодня перед нами останки его священной годовщины. Мы должны возрадоваться его поразительным делам, и это обязанность веры для каждого христианина описать их в других землях. Но что мы можем предложить мученику, что будет достойно его? Каким благодарением можем мы узнать любовь, которую он питает к Богу? Если вы хотите этого, танцуйте в его честь наши традиционные танцы"[90, C.79]1.

Известно о существовании около семидесяти христианских текстов о танце, на которые мы находим ссылки в работе Джона Дэвиса "Литургический танец" [90]. Их принадлежность трудно проследить, т.к. Дэвис не всегда корректно перечисляет цитаты в своей библиографии. Более того, его расширенный список не является полным. Наше исследование выявило тексты, где описаны фрагменты христианского ритуального танца в дополнение к тем, что перечислены Дэвисом. Некоторые литературные источники, которые помогут раскрыть вопросы развития, места и роли ритуального танца в раннехристианской культуре будут проанализированы ниже.

2.1. Письменные первоисточники о танцующих христианах

Приведенные ниже документы, касающиеся ритуального христианского танца, были написаны преимущественно со второго по четвертый века нашей эры. Привлечены также и другие тексты, которые помогут объяснить происхождение раннехристианского ритуального танца, его дальнейшее развитие (после четвертого века), и определить его роль в зарождении христианской культуры. Вклад исследователей раннехристианской культуры, таких как В.В. Бычков [12], И.С. Свенцицкая [64], Е.В. Герцман [28], Е.Г. Яковлев [81], А.Ф. Лосев [44], Е.Н. Мещерская [48], А.Б. Ранович [62], М.К. Трофимова [72], Е. Бэкмен [85], Д. Мэд [103], Д. Дэвис [90], Д. Миллер[107], А. Сэндрей [118], представляет собой противоречивую картину истории развития ритуального танца в раннехристианском обществе. Однако, несмотря на различия во взглядах, эти исследователи согласны, что ранние христиане танцевали в своих ритуальных практиках во втором и третьем веках. В четвертом веке танцевальные и музыкальные ритмы привлекают большее внимание лидеров раннего христианства и становятся важной темой для дискуссии. Танцевальные нехристианские ритмы становились темой спора, в то время как приемлемые для ранних христиан танцы (которые, как правило, отличались скромностью и спокойствием) часто рассматривались Каппадокийскими Отцами (Григорием Нисским, Григорием Назианзиным (Богословом), Василием Великим) благосклонно и метафорически. Исследователи не могут прийти к согласию в своих объяснениях, насколько важен был танец там, где христиане танцевали и почему танцы и музыкальные ритмы регулировались. Ниже мы проанализируем наиболее важные, с нашей точки зрения, литературные источники.
Проблема письменной оценки раннехристианского танца вызвана непоследовательностью и несогласованностью в имеющихся источниках. Более того, не существовало четкого толкования правильного ритуального танца с раннехристианской точки зрения до Августина. Поэтому мы извлекаем историю раннехристианского танца из разбросанных первоначальных источников, различных литургических текстов, спорных оценок отцов церкви, и, в конечном счете, трудов Августина.
Христианские ритуальные танцы не только выжили после их регулирования лидерами церкви, но и процветали как важный компонент христианской культуры. Отцы церкви возражали только против определенных аспектов танца, некоторые танцевальные практики могли быть полезными для христиан.
Многочисленные исследователи из различных областей науки не предложили убедительного объяснения тому, чем танец привлекал ранних христиан и лидеров церкви. Утверждение, что ранние христиане адаптировали греческие, римские и ближневосточные танцы нам представляется поверхностным. Устойчивость символически-физических выражений и ритмических ритуалов в христианской культуре имеет более глубокие причины.
Предполагается, что все христианское сообщество принимало участие в ритуальных танцах. Однако, изначально существовало множество разногласий относительно содержания общественных танцев и их предназначения. Христианские тексты, рассматриваемые нами, представляют примеры приемлемых для ранних христиан ритуальных танцев.
Двумя раннехристианскими текстами, в которых описаны правильные ритуальные движения и ритмы, являются апокрифические Деяния Иоанна и Деяния Фомы, написанные во втором веке нашей эры. В них представлены некоторые аспекты, которые не были достаточно проанализированы современными исследователями. Здесь роль верующего выражается в ритмичных ритуальных движениях. Через ритмическое движение, озаренный христианин приходит к познанию Иисуса, разделяет Его страдания и идет в "крестном ходу", как победитель. Далее, Он идет "к Богу цепью добрых дел среди псалмов и гимнов"[69, 106, Т.1, С.263].
Климент Александрийский, анализируя христианский танец2 конца первого века писал, что христиане двигались в гармонии со вселенной. Историки религии сделали огромный вклад, отметив глубокое почитание, c которым зачастую исполнялись танцы. Конечно, танец легко обнаружить в раннем христианстве3. Можно предположить, что для многих ранних христиан, особенно для необразованных, действия ритуального танца были скорее эффективным средством проявления и участия, чем выражением признания веры невербальным способом.
Далее рассмотрим ключевые отрывки из апокрифических Деяний Иоанна, в которых описан ритуальный танец. Повествование ведется от имени Иоанна: "Перед тем как Его арестовали беззаконные евреи, чьи законы даны им беззаконным дьяволом, Он собрал нас вместе и сказал: "Прежде чем Я буду предан ими, давайте споём Гимн Отцу и так отправимся навстречу будущему". Итак, Он велел нам образовать круг, держа... друг друга за руки, и, заняв Своё место в середине, Он сказал: "Отвечайте мне, Аминь". Затем Он начал петь Гимн:
Слава Тебе, Отец!
И мы, образуя круг,