Ви є тут

Розвиток емоційної сфери учнів при переході до основної школи в умовах різних типів навчання

Автор: 
Гімаєва Юлія Азгатівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U002514
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ТИПА ОБУЧЕНИЯ И РАЗНЫХ ВАРИАНТОВ
ПЕРЕХОДА ОТ РАЗВИВАЮЩЕГО К ТРАДИЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ НА
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКОВ
2.1. Обоснование выбора проблемы исследования
Проблема эмоций является одной из наиболее популярных и одновременно наиболее
сложных как для обыденного сознания, так и для науки. Правда, в самой науке
вопросы о природе эмоций появились далеко не сразу: в исторической
ретроспективе «разумная душа» была более уважаемым объектом изысканий, чем
«низменные страсти». Но постепенное преодоление рационалистических установок и
десакрализация духовной жизни социума позволили обратиться к теме аффектов,
чувственной жизни человека сначала в рамках философии (Б.Спиноза), а затем и в
рамках самой психологии и смежных наук. Что есть эмоция, каковы проявления
эмоциональной жизни? Чем обусловлено появление, развитие, изменение
эмоциональных переживаний и свойств? Как можно сформировать или преобразовать
аффективную сферу индивида? Таковы основные вопросы психологии эмоций. Причём
они имеют не только теоретическое, но и прикладное значение: для практики
социализации и воспитания детей, оказания психологической помощи в норме и
патологии, профилактики и коррекции детского развития.
В психологии и смежных отраслях в результате исследований был собран обширный
описательный материал относительно эмоциональных явлений, их физиологических
коррелятов, проявлений эмоций в норме и патологии, у детей и взрослых. Однако
ни ассоциативный, ни психоаналитический, ни бихевиоральный подходы не были в
состоянии адекватно объяснить весь накопленный объём данных. Попытки
интерпретировать эмоциональные переживания как обусловленные только ситуацией
или исключительно внутрипсихическими факторами были ограниченно эффективными. А
попытки выводить их из физиологических или нейродинамических процессов означали
прямую редукцию психологической проблематики к биологической.
Одним из наиболее продуктивных в этом отношении можно назвать деятельностный
подход, в рамках которого проблема сущности и факторов возникновения и развития
эмоций получила довольно стройное и непротиворечивое решение. Понимание эмоции
как отражения соотношения потребности индивида и деятельности по её
удовлетворению, как зависящей от структуры деятельности и изменяющейся в
деятельной практике было качественным шагом вперёд и, пожалуй, одним из самых
существенных достижений в психологии эмоций.
Трактование возможности изменения и развития эмоций определяется во многом
общим подходом к их пониманию и, в конечном итоге, - к пониманию природы
психического. Например, согласно психоаналитической парадигме эмоции в
онтогенезе по существу не меняются, хотя и получают новые формы выражения
(З.Фрейд, А.Адлер). Р.Плутчик так же полагает, что обучение и опыт влияют
только на способность индивида подавлять внешние проявления эмоций и на
выделение доминирующего в поведении адаптивного комплекса [66; 47].
Однако, в психологии накоплены и другие данные, указывающие на наличие
серьёзных изменений аффективной сферы в ходе развития индивида и определяющих
эти изменения факторах. Среди последних значительное место занимают социальные.
Так в ходе филогенетического и исторического развития человека, при переходе от
биологической жизнедеятельности к общественно-исторической, низшие эмоции
утрачивают свою непосредственно инстинктивную основу и приобретают
сложнообусловленный характер. Образуется и система высших, собственно
человеческих чувств. С.Л.Рубинштейн также отмечает, что у человека
эмоциональный характер приобретает не только непосредственный процесс
потребления, но процесс создания чего-либо. При этом особенности эмоциональной
сферы зависят и от структуры деятельности [125; 50]. Специфически человеческое
чувство удовлетворения может быть связано как с результатом деятельности, так и
с её ходом. В некоторых случаях происходит смещение эмоционального переживания
с исхода деятельности на её начало. Это касается тех сложных видов деятельности
(игровой, творческой), где разработка замысла, планирование и предвосхищение
результата выделяются в относительно самостоятельный этап, а не совершаются в
ходе её осуществления. Конечно, такое смещение возможно только на базе
определённого уровня развития сознания: у детей оно появляется только в старшем
дошкольном возрасте.
В целом эмоциональная жизнь индивида определяется комплексом факторов. В
определённые периоды развития то или иное влияние по своей значимости может
выходить на первый план и становиться определяющим. Доступными для наблюдения
показателями изменений могут быть возникающие неуверенность или
самоуверенность; застенчивость или навязчивость; злорадство, жестокость или
дружелюбие; обидчивость или конструктивное отношение к критике; усиление
агрессивных проявлений или более лояльное отношение к окружающим. П.М.Якобсон
утверждает, что система эмоциональных откликов, совокупность которых образует
эмоциональную жизнь личности, формируется в ходе развития человека в
зависимости от объективных факторов (средовые воздействия, изменения и
усложнение связей с окружением) и субъективных, связанных с особенностями
личности, накоплением жизненного опыта [175; 10-11]. Верно и обратное:
изменение эмоциональной сферы может служить показателем развития личности.
Мнение С.Л.Рубинштейна акцентирует опосредствующее влияние деятельности на
развитие эмоциональной сферы: «Формирование и переделка эмоций совершается по
преимуществу в результате включения человека в новую практику