Ви є тут

Організаційно-економічний механізм управління витратами інноваційної діяльності підприємств

Автор: 
Русінова Ольга Сергіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U004168
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
Методические основы организационно-экономического механизма управления
затратами инновационных процессов на предприятиях
2.1. Методы оценки затрат в инновационных проектах
Осуществление всех этапов инновационного процесса связано с возникновением
затрат. Перечень возможных затрат, относящихся к различным этапам осуществления
инновационных проектов, приведен в табл. 2.1.
В табл. 2.1 не включены такие статьи, как затраты на закупку сырья и материалов
для производства инновационной продукции, а также затраты на оплату труда
работников, обслуживающих линии по её выпуску. Эти затраты являются переменными
и зависят от объемов и продолжительности выпуска продукции, поэтому включать их
в тот же список, что и разовые затраты, не имеет смысла. Однако они учитываются
при вычислении таких показателей, как рентабельность, методика расчета которой
хорошо разработана и поэтому не входит в рамки темы данной диссертационной
работы.
Таблица 2.1
Источники возникновения затрат, связанных с инновационными проектами
№ п\п
Этап инновационного процесса
Возможные затраты
1.
Инновационная идея
1. Выплата премий за рационализаторские предложения
2. Оформление авторского права
3. Предварительные исследования и анализ целесообразности внедрения инновации
2.
Разработка идеи и подготовка к внедрению
1. Покупка патентов
2. Покупка лицензий
3. НИР
4. ОКР
5. Патентование и лицензирование результатов НИОКР
Продолжение табл. 2.1
3.
Внедрение и освоение производства
1. Перестройка производства
2. Закупка оборудования
3. Обучение производственного персонала
4. Налаживание каналов поставки сырья и комплектующих
5. Налаживание каналов сбыта продукции
6. Выход на уровень безубыточности
7. Финансирование проекта
4.
Производство и продвижение продукции
1. Обучение персонала по сбыту
2. Реклама продукции
3. Мониторинг целевого рынка инновационной продукции
4. Усовершенствование продукции
5. Ремонт и обновление оборудования
5.
Снятие продукции с производства
1. Демонтаж оборудования
2. Перестройка производственных мощностей
3. Прекращение действия контрактов
4. Распродажа складских запасов
На этапах 1-2 наибольшее влияние на затраты оказывает то, будет ли предприятие
осуществлять разработки самостоятельно, или воспользуется услугами сторонней
организации. Так, крупные предприятия, располагающие собственными
проектно-конструкторскими подразделениями, могут провести часть НИР и ОКР
своими силами. При этом возможно снижение затрат на НИОКР, однако поскольку
сотрудники данных подразделений числятся в штате предприятия, они должны быть
постоянно обеспечены работой, иначе расходы на заработную плату могут превысить
полученную экономию [120].
Большое влияние на затраты в условиях рыночной экономики оказывает и
необходимость закупки патентов и лицензий для осуществления инновационного
проекта. В этих условиях использование своих разработок также существенно
снижает общую затратную часть проекта.
На этапе 3 – внедрение и освоение производства – на первый план по влиянию на
затраты выходит уровень новизны осваиваемой инновации для предприятия. От того,
насколько сильно новая продукция отличается от выпускаемой ранее, зависит и
степень использования существующего парка оборудования (и соответственно
затраты на закупку новой техники), и расходы на обучение персонала, и
возможность работать с имеющимися каналами поставок и сбыта. Кроме того, на
данном этапе возможно возникновение затрат, связанных с финансированием
инновационного проекта за счет привлеченных средств.
На этапе 4 влияние на затраты оказывает то, к какому сектору экономики
относится предприятие и на каких конечных потребителей оно ориентируется
(например, методы продвижения продукции в пищевой промышленности и тяжелой
металлургии несопоставимы). Также следует учитывать такие факторы, как уровень
конкуренции в рыночной нише, на которую ориентирована инновация, и темпы
усовершенствования продукции в этой нише. Чем они выше, тем больше средств
необходимо будет потратить предприятию для удержания своих позиций.
Наконец, на этапе 5 затраты могут возникать при досрочном прекращении
контрактов на покупку сырья и материалов или поставку готовой продукции, в
случае, если срок жизни инновации оказался меньше ожидаемого. Кроме того, если
новая продукция предприятия будет радикально отличаться от старой, возникнут
дополнительные расходы на демонтаж оборудования [135]. Характерным примером
является электронная промышленность, где при переходе от схемотехники,
основанной на электронных лампах к транзисторной, а затем и к микроэлектронике,
большая часть оборудования оказалась невостребованной.
Структура табл. 2.1 имеет линейный характер, что создает ошибочное
представление о строгой последовательности этапов инновационного процесса.
Однако на самом деле этот процесс носит сложный разветвленный характер, и
некоторые его этапы могут проходить параллельно. Особенно это касается
маркетинговых исследований, которые начинаются практически одновременно с
возникновением инновационной идеи. Поэтому, кроме поэтапной группировки затрат
в инновационных проектах, целесообразно также провести группировку по основным
видам затрат. Такая группировка приведена в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Основные виды затрат в инновационной деятельности
№ п/п
Виды затрат
Типы затрат
1.
Маркетинг
1. Маркетинговые исследования (идентификация рыночных возможностей, апробация
инновационной продукции, мониторинг рынка с целью выявления путей улучшения
продукции)
2. Рекламная деятельность
3. Налаживание каналов сбыта
4. Подготовка и переобучение персонала для сбыта новой продукции
5. Затраты, связанные с прекращением пр