Ви є тут

Природа гносеологічного образу в науці

Автор: 
Ворніков Віктор Іванович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U005048
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. Целостность образа в универсуме культуры
2.1. Дуальная природа образа в художественном творчестве
Образ восходит к искусству, и, имея «целостность» в «универсуме» культуры, как
часть культуры мышления – индивидуального и коллективного в контексте данного
исследования, стало необходимо обращение к образу искусства и его природе,
исходя из предположения, что через «целое» образа будет раскрыта природа
гносеологического образа в науке (если убирается все, что свойственно только
искусству, то должно быть получено искомое).
Искусство как художественный и эстетический феномен является специфической
формой духовности и эстетического опыта. Понятие «художественности» связано со
значением того, что родовому признаку искусства присуще образность познания и
сопереживания, а также мера эстетического совершенства произведения,
соответствия содержания и формы.
Характерно, что рассмотрение формы и содержания в искусстве предполагает
расщепление целого на составные, что возможно лишь на теоретическом уровне, а
весь процесс не исключает определенного редукционизма и упрощения.
Произведение искусства является по целому ряду причин завершенной и целостной
системой. Если из такой системы вынимается какой-либо элемент, то уже предстает
иное качество. На такую особенность произведения искусства следует обращать
особое внимание, где всегда такое единство как целостность предполагает, что
содержание является формой, которая одновременно выступает содержанием. Как
отмечают, в частности, Л.Т Левчук, Д.Ю.Кучерук, В.И.Панченко и другие: «Само
такое деление имеет более гносеологический, чем онтологический смысл»[239:
137].
Объективной основой разделения целого на единства иного уровня являются форма и
содержание, так как именно содержание идеи как определенной бесконечности,
заложенной в образе художественного мышления, искусство должно донести до
воспринимающего. Форма выражает и одновременно корректирует содержание,
содержит его в себе.
Содержание является той информацией, которая пропущена сквозь человеческое
сознание и художественно-преобразующие средства, а в целом – это мысль в ее
образно-чувственном явлении, Сама же форма имеет внутренние и внешние
организационные и логически связанные с собой структуры. Реализация содержания
происходит прежде всего в конкретно-чувственном, знаково-предметном выражении,
где знак репрезентирует смысловое значение, являясь одновременно отражением
традиции построения художественных систем. Диалектическое раздвоение в
содержании и форме и неразрывность между ними в их целокупности связана с общей
закономерностью их взаимодействия и составляет природу художественности.
Таким образом, форма по существу, является содержанием в том виде, в котором
оно проявлено внешне, объективно. Форма внутренне объединяет содержание, ведь
даже самая «элементарная» идея строится на основании логики мышления с
задействованием всех рациональных компонентов. При этом форма зависит от
стилевых признаков, культурных традиций и интеллектуального горизонта эпохи,
которые хотя и ограничивают ее потенциал, но главное то, что всегда форма
упорядочивает содержательные и идейные замыслы в органически целостные
единства. В искусстве форма является не только способом преобразования
реального единичного в художественно обобщенный символ, но и, прежде всего,
способом существования произведения.
Многие формы трансформируются в культурных процессах, стают определенными
«моделями» для художественных инноваций, выступают «эстетическими архетипами»,
приобретая статус «вечных образов». На такую особенность формы обращают
внимание в контексте образного выражения произведения. В частности
Я.Головсоккер определяет форму в искусстве по отношению к природе в ее
абсолютном статусе. С его точки зрения в отличие от «вечности» в природе,
которая является процессом созидания и смены деятельности, «вечность» в
культуре выступает в увековечивании чего-нибудь в форме, образе, идее, то есть
в постоянстве. Так как форма ограничивает временно, обеспечивает устойчивость
элементов предмета, то как смысл образа, она целиком основана на его
постоянстве. Поэтому, выступая художественной константой, рациональной
структурой, форма выступает активной «схемой» создания эстетических ценностей
искусства. Отсюда следует, что возможная «бесконечность» образа, образного
содержания обусловлена формой, снимающей «чувственную» неопределенность.
Функционально художественный образ обобщает явления, приближает изображаемое к
реально существующей его предметности в конкретно-чувственных формах
«присутствия» В художественном образе преобразуется в условность реально данное
в объективной действительности и сознании человека. Условность является основой
искусства, так как не был бы осуществлен сам акт изображения действительности,
который предусматривает отторжение реального или воображаемо существующих
«явлений», представляемых вещей способом их изобразительного воссоздания, а не
отождествления с прототипом.
Существенно, что даже когда изображается жизнь в «форме жизни», то и тогда со
всей очевидностью искусство выступает «надреальностью» времени и пространства,
условным самоосуществлением природного процесса. При этом условность является
небезосновательной, так как в наличии всегда определенные абсолютные критерии
реальности, которые опираются на экзистенцию идеального, на «реальность» памяти
в различных этапах опыта. Таким образом, для какой-либо условности в искусстве
характерно присутствие части или элемента определенной «конкретной реальности»
как «природного мира», с которой человек интеллектуально и чувственно един.