Содержание
Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения образовательной интеграции
1.1 Общество знания и его влияние на высшее образование
1.2 Образовательная интеграция: системные и институциональные аспекты
1.3 Образовательное пространство: определение и признаки
Глава 2 Интеграция европейского высшего образования
2.1 Болонские реформы как основа образовательной интеграции
2.2 Европейское пространство высшего образования: рамки развития
2.3 Структура степеней: достижения и проблемы
Глава 3 Интеграция высшего образования России в Европейское пространство высшего образования
3.1 Концептуальные основы участия России в Болонском процессе
3.2 Совместные образовательные программы: опыт интеграции
3.3 Проблемы вхождения российского вуза в Европейское пространство высшего образования
Заключение
Список используемой литерату ры
Приложения
Введение
Актуальность темы: Высшее образование выступает основой
национальной экономики, культурного, социального и политического порядка всех стран мира. Однако на рубеже XXI века трансформирующее влияние на социальный институт образования оказывают широкие процессы, такие как глобализация, интеграция, регионализация, иные. Социально-экономические интеграционные процессы влекут появление новых условий существования высшего образования, в том числе единого рынка труда, а также единого рынка образовательных услуг. Они требуют более высокой мобильности специалистов в мировом масштабе. Замкнутость системы образования ограничивает эти возможности.
Параметры системы образования задаются в результате быстрых социально-экономических изменений, ставя перед ней новые задачи, связанные с построением общества, основанного на знании. Мощным фактором экономического развития сегодня признано создание и практическое применение знаний. Способность знания (что, может быть, важнее инновационных идей и технологий) пересекать традиционные границы серьезным образом влияет на вузовскую среду. Движение к открытости может вызвать трудности в обеспечении качества подготовки, признании результатов обучения. Перерастание системами образования государственных рамок и зарождение тенденций формирования образовательного пространства как эффективной формы преодоления этих и других трудностей получает организационное оформление. В регионе Европы такие изменения идут с конца 1990-х годов в виде Болонского процесса. Его рабочая среда к настоящему времени приобрела устойчивые институциональные черты. Он развивается динамично, хотя еще далек от завершения, и уже регулирует многие решения и в европейском хмасштабе, и в масштабе отдельной страны.
С момента присоединения России к Болонскому процессу в сентябре 2003 года в качестве значимых факторов совершенствования работы вузов вышли на первый план общеевропейские ориентиры развития. Это вызывает необходимость пересматривать организационные, структурные и иные элементы высшего образования. Все-таки имеющиеся между системами образования различия, традиции, инерция обособленности сдерживают
3
государственный бюджет. Все большее число учебных заведений начинают использовать другие источники финансирования, в том числе частные. И единая модель университета, какая была в IXX веке, распадается сегодня на несколько видов (например, классический университет, корпоративный вуз, др.). В условиях различных моделей важно обеспечивать единство качества образования, важно, чтобы образование продолжало выполнять свои общественные функции. Поэтому необходимы целенаправленные усилия, которые позволят по-новому решать вопросы доступа, равных возможностей и качества, финансирования и подотчетности, национальной суверенности. В противоположность глобализации эти усилия подразумевают межгосударственное взаимодействие и кооперацию, установление сотруднических отношений между субъектами образования из разных стран, согласно У. Тейхлеру, П. Скотту, Д. Ван Дамму (Teichler, 1999; Scott, 1998; Van Damme, 2002). M. Петерс и П. Робертс (М. Peters М., P. Roberts) указывают на соблюдение принципа международных связей в высшем образовании, основанных на «включающем консенсусе».
1.2 Образовательная интеграция: системные и институциональные
аспекты
Интеграция представляет собой общесоциологическую проблему, которая заключается в том, каким образом различные взаимодействующие элементы удерживаются вместе, образуют единую социальную общность.
Рост значения образования в экономике, основанной на знаниях, требует такого высшего образования, которое интегрируется с социально-экономическим окружением, с другими образовательными системами. Оно призвано обеспечить кадрами интернационализирующееся производство, науку, приоритет знания как ведущего ресурса развития в международном масштабе (Зарецкая, 2001:41). Движущим силами, вызывающими интеграцию в гуманитарной сфере, являются широкие социетальные процессы -регионализация, интернационализация, глобализация (См.: Глобализация и регионализация, 2006.; Всемирный доклад, 2000). Подчиняясь им, образование в разных своих частях «с разной интенсивностью, последовательностью и результативностью все же движется в сторону взаимного сближения и взаимодействия», то есть к интеграции (Лиферов (а) 1997:7). Хотя общие тенденции развития проявляются в каждой стране в специфических формах
27
(Реформы, 1995:29). Поскольку образование находится в определенной политической и институциональной среде отдельной страны.
Между тем, в высшем образовании «наблюдается теснейшее сближение, если не общность, проблем, тенденций, задач и целей, заставляющее забывать о национальных и региональных различиях и специфике» (Высшее образование, 1998:2). Схожесть ситуации создается путем взаимодействия множества образовательных субъектов, локальных образовательных сред, взаимного использования конкретных особенностей инновационных сред одной страны в других. Хотя различия и инерция обособленности сдерживают взаимодействие.
В современном научном знании используется не одно фиксированное понимание категории «интеграция», а многие определения. В любом своем значении этот термин имеет общие характеристики. В социологической науке приветствуется полипарадигмальность, поскольку «границы между теоретическими парадигмами не жестки» (Ядов, 2006:8). Чем мы и пользуемся в данной работе.
1.2.1 Методологические подходы к изучению интеграции
Категория интеграции в общей теории систем. Согласно общеметодологическому подходу, интеграция - это процесс или действие, имеющее своим результатом целостность, объединение, восстановление единства (Философский, 1999:181). Интеграция имеет процессуальную, деятельную сущность и результат, статику. Процесс ведет к состоянию связанности отдельных дифференцированных частей в целое.
Обобщенная системная теория позволяет выделить характеристики систем, которые важны для определения интеграции (См.: Садовский, 1974). Для системы минимально требуются три уровня описания: 1) с точки зрения присущих ей внешних, целостных свойств, 2) внутреннего строения и «вклада» ее компонентов в формирование целостных свойств, 3) понимания как подсистемы более широкой системы. На основе этого, на наш взгляд, изучаемое далее образовательное пространство - результат интеграции -может представлять собой область функционирования субъектов образования, которая отличается присущими ей системообразующими связями, внешними целостными свойствами, включенностью в социальные процессы.
На основе рассмотрения теоретических подходов, представленных И.В. Блаубергом, Э.Р. Раннапом, В.Н. Садовским, B.C. Тюхиным, Ю.А. Шрейдером,
28
- Киев+380960830922