СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................3
Раздел I. Теоретико-методологические аспекты социологического
исследования русской культуры
1.1. Основные научные концепции и специфика социокультурного подхода в изучении культуры. Понятие и
сущность русской культуры..........................15
1.2. Творчество и искусство как ключевые категории в социокультурном познании российского общества..........46
Раздел II. Историческое своеобразие социодинамики русской
культуры
2.1. Важнейшие периоды развития русской культуры с IX по первое десятилетие XX века.............................90
2.2. Антиномичный характер культуры СССР в контексте различных социокультурных моделей социализма и молодежной субкульту ры...............................138
2.3 Место и роль Православия в формировании и эволюции русской культуры......................................166
Раздел III. Социокультурный анализ тенденций развития современной
русской культуры
3.1. Анализ кризисной ситуации в России через призму социокультурного напряжения...........................195
3.2. Видовая направленность искусства и творчества в условиях массовой культуры и постмодернизма............257
3.3. Основные проблемы художественной литературы как зеркало общественного несогласия в творческой среде России................................................305
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................356
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.................................359
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................373
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определена рядом моментов. Во-первых, современный этап переосмысления социокультурных ценностей и дальнейшая судьба народов России во многом зависит от возрождения и освоения национального богатства отечественной культуры. Возникшая на самых ранних стадиях общественного развития русская культура неразрывно связана с историей самого народа, сумевшего не только обогатить общечеловеческую мировую культуру уникальными материальными и духовными ценностями, но и сохранить неприходящие традиционные ценности для настоящих и будущих поколений.
Происходящие и переживаемые с начала 90-х гг. драматические и эпохальные по своему значению события, связанные с процессом резкого изменения ценностных ориентиров и разрывом межкультурных и социальных связей, образовали своеобразный вакуум, который заполняется различного рода материальной и духовной информацией, разрушающей традиционные ценности русской культуры. Это ставит перед Россией проблему социокультурного выживания. Еще П.Сорокин справедливо отмечал, что “всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, а есть взаимосвязанное единство составных частей и в случае изменения одной из них, остальные подвергаются схожей трансформации”1.
Однако современная ситуация привела к тому, что российское общество распадается на отдельные социокультурные пространства, в которых действуют различные ценности, нормы, интересы, зачастую противостоящие друг другу.
Трудности социокультурного положения России усугубляются нарастанием негативных процессов в духовной, социальной и экономической сферах жизни общества. Показателем падения социальных нравов стали: рост коррумпированности в высших эшелонах власти, проявление
1 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 429.
В общем, в зависимости от характера взаимодействий ядра культуры с другими культурными ценностями, во-первых, изменяется и направленность творческих сил (энергий) от центростремительной до центробежной, поэтому местом расположения ядра культуры могут выступать, как столичные (крупные) города, так и периферия (городская и сельская); во-вторых, меняются основные субъекты социокультурного творчества, что обуславливает появление новых видов и форм культур. Особенности социокультурного напряжения нашли отражение в своеобразии истории развития русской культуры, прошедшей четыре (не считая современного периода с начала 90-х годов) основных исторических эпохи становления и развития (древнерусская, великорусская, всероссийская, советская). Поясним основные принципы выделения вышеотмеченных историко-культурных эпох. Во-первых, следует различать узкое и широкое понимание термина "русская культура". В узком смысле слова русская культура - это феномен русской национатьной культуры, поскольку ее традиционная первооснова была создана целым рядом (поколений) этнически родственных славянских племен. В более широком употреблении русская культура включает в себя ассимилированные элементы культурных традиций других народов России, для которых она (культура) является главной и ведущей в жизнедеятельности (отсюда в научной литературе существуют различные обобщающие названия русской культуры - "отечественная" и "российская"). Во-вторых, русская культура - это целостная сложнодинамическая система, состоящая из различных, но взаимосвязанных структурных элементов, характер изменения которых был обусловлен, с одной стороны, сменой основного субъекта творчества в социокультурном развитии России (так, например, если начиная с XI века, это были церковь и духовенство, то с конца XVII века - дворянство, дачее - разночинная интеллигенция), с другой - появлением новых форм и изменением направленности или доминирующего положения различных видов творчества по отношению к традиционным ценностям культуры (первооснове), которые каждый раз способствовали обогащению ее
40
содержания новыми элементами.
Можно выделять и другие основания периодизации русской культуры. В этом отношении следует учитывать два момента: во-первых, в истории человечества до последнего столетия доминировали два системообразующих элемента - социальный, как доминанта и культурный, как субдоминанта (что касается этнического элемента, то он только начинает оказывать существенное влияние на динамику социокультурных процессов в обществе); во-вторых, особенности русской культуры были предопределены процессом образования ядра культуры, поскольку системообразующие элементы выступили как равнозначащие и сумели в дальнейшем сохранить свои самобытные черты. Поэтому периодизацию русской культуры можно связывать как с общим процессом социокультурного развития, так и с отдельными эволюционными процессами социогенезиса, ноогенезиса и этногеиезиса, но и с учетом вышеизложенных обстоятельств. В этой связи важно отметить, что проблема периодизации или разграничения историко-культурного времени России занимает видное место в работах отечественных и зарубежных исследователей. В целом, можно выделить три основных подхода в периодизации русской истории и культуры:
1) в рамках формационного подхода (где главным показателем выступает смена общественно-экономических отношений) на основе общих, традиционных историко-культурных схем периодизации всемирной истории (древняя, средневековая, новая, новейшая);
2) в рамках мистико-религиозного подхода основной акцент делается на этно-духовную предысторию России;
3) в рамках локального подхода во главу угла ставится самобытность социокультурного развития (например, общинность, соборность).
Надо отметить, что в последнее время появилось много интересных, но весьма спорных точек зрения по вопросам специфики периодизации русской истории и культуры (А.Фоменко, С.Солдатов). Так, по мнению Фоменко, ранняя история Руси является отражением-дубликатом Московской Руси, а
- Київ+380960830922