Ви є тут

Социологический анализ межкультурных различий

Автор: 
Кочетков Владимир Викторович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2000
Артикул:
1000300858
179 грн
Додати в кошик

Вміст

71-190002 (2224x3349x2 М)
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 5
Глава 1. Апаліп теоретических и методологических подходов
к исследованию этнокультурных характеристик 15
1.1 Теоретические и методологические основы
исследования этнокультурных характеристик 15
1.2 Культура и культурные измерения 28
1.3 Концепция экстенсивности русской культуры 53
Глава 2. Этнокультурные особенности ценностных
ориентаций и отношений русских 71
2.1 Важнейшие ценностные ориентации русской культуры. Различия русской, англо-американской и германской культур 71
2.2 Отношения русских к различным сторонам действительности 111
2.3 Русские национальный и социальный характеры 118
Глава 3. Эмпирическое исследование межкультурного
взаимодействия русских и немцев 146
3.1 Особенности поведения людей в ситуации межкультурного взаимодействия. Концепция культурного шока 146
3.2 Этнокультурные особенности вербальной и невербальной коммуникации 158
3.3 Эмпирическое межкультурное исследование невербальной коммуникации русских и немцев 176
3.4 Межкультурный видеотренинг «Особенности невербальных
средств общения русских и немцев» 186
71-190003 <2218x3355x2 М)
Глава 4. Эмпирические исследования этнокультурных особенностей интеллекту альной сферы и процессов принятия решения русских и немцев
4.1 Межкультурные исследования познавательных процессов
4.2 Эмпирическое исследование этнокультурных особенностей структуры интеллекта русских и немцев
4.3 Эмпирическое исследование связи социально-экономического статуса -и уровня интеллекта
4.4 Эмпирическое межкультурное исследование стилевых особенностей процессов принятия решения русскими и германскими руководителями
Заключение
Библиографический список
Приложения
71-190031 (2267x3387*2 Ш)
31
Г.Триандис, 1994). Это самое классическое и всеобъемлющее из социокультурных измерений, совпадает с дихотомией «Запад - Восток». По результатам Г. Хофстеде (1980, 1984) наиболее индивидуалистические культуры сложились в англоговорящих странах, в первую очередь, США и Великобритании. Наиболее коллективистские - страны Азии и Южной Америки: Тайвань, Гонконг, Сингапур, Япония, Перу, Колумбия. Различают «контекстуальный коллективизм» в Японии и «простой» в Корее.
Главная предпосылка индивидуализма, по мнению Г.Триандиса (1994) -уровень благосостояния. Г. Хофстеде (1980) также считал, что финансовая независимость ведет к социальной и психологической независимости. В индивидуалистической культуре более важны индивидуальные цели её членов, в коллективистской групповые цели превалируют над индивидуальными. В индивидуалистических культурах поведение личности определяется её мотивацией к достижению, в коллективистских - принадлежностью к группе. Люди, принадлежащие к индивидуалистическим культу рам, имеют тенденцию соглашаться с нормой справедливости, а члены коллективистских культур поддерживают норму равенства. Для членов индивидуалистических культур характерной является универсальная шкала ценностей, использующаяся при оценке как членов тгруппы (группы «своих», в которую входит индивид), так и членов аут группы (внешней по отношению к индивиду). К недостаткам индивидуализма относится одиночество, семейные конфликты, разводы, нарциссизм. Оборотной стороной свободы может стать взаимное отчуждение, детская преступность, употребление наркотиков, самоубийства. Моральные авторитеты отсутствуют и порядок держится на законах. Ингруппа в коллективистских культурах имеет большое значение и оказывает сильное влияние на жизнь индивида, в то время как индивидуалистическим культурам это не свойственно. Представители коллективистских культур чаще склонны к продолжению конфликта с членами аутгрупп. Они демонстрируют близость отношений в ингруппе и проявляют больше подозрительности и соперничества с аутгруппой. В индивидуалистиче-
71-190032 <2216x3354*2 М)
32
ских культурах «внешнее» и «внутреннее» поведение чаще совпадает, этнич-ность более предсказуема и непротиворечива, «второе дно» менее значимо. В коллективистских культурах агрессивные реакции на отклоняющееся от социально - одобряемых стандартов поведения полагается сдерживать, чтобы избежать конфликтов. Это приводит к повышению тревожности и эффективности. Поэтому члены коллективистских культур более склонны к дискриминирующему поведению по отношению к представителям других культур. В коллективистских культурах важными ценностями являются групповое согласие и сам процесс взаимодействия. Поэтому открытые конфликты запрещаются и подавляются. В индивидуалистическом же обществе гармоничные отношения могут достигаться через открытое и публичное разрешение конфликтов. Члены индивидуалистических культур образуют собственные дружеские привязанности и отношения, в то время как члены коллективистских культур образуют дружеские отношения на основании тех, которые были сформированы в начале жизни, при участии родителей, старших членов семьи, наставников. Н.М.Лебедева отмечает, что сейчас в мире преобладает психология индивидуализма над психологией коллективизма. Это привело к кризису потребительского отношения к ресурсам планеты. Поэтому, по мнению Н.М.Лебедевой, для сохранения жизни на Земле в ближайшее время коллективисткая психология должна перевесить.
Г.У.Солдатова (1998) отмечает, что русские в бывших союзных республиках отличаются меньшим коллективизмом по сравнению с титульным населением. Они менее ориентированы на свою группу. Чаще оценивают её как разобщенную. В решении своих проблем предпочитают «рассчитывать на себя». Более склонны к риску, поскольку в условиях направленности наций на самоопределение находятся в более неопределенной ситуации. При контакте с культурами коллективистского типа (Казахстан, Узбекистан, Азербайджан) русские отмечают у себя индивидуалистические черты - сдержанность, холодность, разобщенность, а с культурами индивидуалистического типа (страны Балтии) -черты коллективизма - гостеприимство, общительность, жертвенность