Ви є тут

Влияние социокультурной среды на мотивацию обучения студентов вузов : на примере Республики Адыгея

Автор: 
Продиблох Надежда Евгеньевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276983
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 26 АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА МОТИВАЦИЮ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
1.1. Социокультурная среда как фактор мотивации 26
обучения студентов
1.2. Мотивация обучения студентов в контексте 55 социологии культуры
ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ 69
ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ РЕСПУБЛИКИ
АДЫГЕЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. Ценностные ориентиры и жизненные планы, 69 формирующие мотивацию обучения в процессе профессиональной подготовки
2.2. Объективные факторы и их влияние на мотивацию 93 обучения современного студента
2.3. Готовность студентов вузов к работе в рыночных 116 условиях как фактор мотивации обучения
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
137
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
146
163
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования. Очевидной причиной роста актуальности изучения проблем образования и мотивации обучения является все более тесная связь этих проблем с социально-экономическим развитием общества, так как образование обеспечивает обратную связь со всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, культурой. Испытывая на себе социальное давление этих подсистем, оно, упорядочивая в своих границах случайные воздействия, превращает их в устойчивые формы знания о мире, как повторяющиеся формы поведения обучаемых и формирует традиционную систему ценностей подрастающего поколения, что, в конечном итоге, создает возможность дальнейшего развития общества.
Переход к рыночной экономике повлек за собой не только позитивные, но и негативные изменения в образовательной сфере. Одно из наиболее серьезных последствий - снижение мотивации к получению качественных знаний.
В современном стремительно меняющемся и глобализирующемся мире, пронизанном масштабными потоками информации, требующем постоянного притока новых знаний, возрастает роль студенчества. Понимание этого стимулирует новое отношение к молодому поколению, являющемуся важнейшим ресурсом развития современного российского государства.
Одним из важнейших условий успеха построения информационного общества в России является формирование у студенчества позитивной мотивации на получение образования. Необходим поиск новых механизмов социализации студенческой молодежи, формирование мотивации, определяющей интерес и стремление к приобретению знаний. Немаловажным является тот факт, что ценности, мотивы, установки личности студентов следует рассматривать сквозь призму присущего им образа жизни и особенностей окружающей социокультурной среды, с ее многочисленными
которыми действует социальный субъект (человек, группа, класс). Социум есть множество социальных объектов, созданных по нормам культуры. Культура и социум, находясь в отношениях нормирования и реализации, образуют социокультурную среду1. Очевидно, что в процессе социализации студенчества следует учитывать роль адаптации в социокультурной среде, которая находится в состоянии нестабильности.
Эффективность и результативность учебной деятельности студентов во многом определяется сложной системой мотивов, которая развивается на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей.
Мотивация обучения - это направленность учащихся к различным сторонам учебной деятельности. Мотивация обучения превращает внешние заданные цели деятельности во внутренние потребности личности. Таким образом, можно выделить три условия, которым должен удовлетворять мотивированный студент: им может быть тот, кто: 1 - хочет, 2 - может, 3 - имеет возможность. Рассмотрим эти условия подробнее: 1. - не имея желания получать знания, учиться никто не станет'. Нужны соответствующие потребности, стимулы и мотивы; 2. - желания еще мало, необходимы умения, навыки, знания, опыт - словом, профессиональная подготовка; 3. - первого, и второго условий еще не достаточно, чтобы получить образование. Нужны условия, в которых студент может себя проявить: экономические, социальные, юридические и другие.
Исходя из сказанного, можно построить идеальную модель студента в трехфакторном пространстве: по оси X отражены желания, жизненные планы студентов; по оси У - практические навыки; по оси 2 - возможности, предоставляемые регионом. В идеальном случае все три параметра будут развиты в равной степени - гармонично развитый студент. Данная модель представлена в Приложении 2.
Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем:
1 Хагуров A.A. Технология исследовательской деятельности. - Москва-Краснодар, 2001. -С. 357-358.
- на основе институциональной и структурной операционализации проведен логический анализ понятия «социокультурная среда» и определено, что наиболее значимыми субъективными и объективными факторами являются: социально-пространственная и экономическая стратификация, социокультурная среда и инфраструктура региона, ценностные ориентации и жизненные планы студентов;
- уточнено понятие «мотивация обучения студентов» в контексте социологии культуры и отмечено, что мотивация обучения преобразовывает внешне заданные цели деятельности во внутренние потребности личности;
- выявлены субъективные факторы, влияющие на мотивацию обучения, и показано, что происходит изменение места знаний в системе ценностных ориентаций и жизненных интересов студентов;
- выявлены объективные факторы, влияющие на мотивацию обучения современного студенчества;
- в ходе анализа социологических данных установлено негативное воздействие трансформации социокультурной среды, в том числе будущего трудоустройства и вторичной занятости в исследованном регионе, на мотивацию обучения студентов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Социальное развитие молодежи связано с совокупностью факторов окружающей его среды, включающих два главных элемента - культуру и социум, образующих определенную социокультурную среду. Социокультурная среда, характеризуя сущностные связи студентов с социокультурным окружением, включает субъективные факторы (ценностные ориентации и жизненные планы) и объективные факторы (социально-пространственная и экономическая стратификация, социокультурная среда и инфраструктура региона, организация учебного процесса).
2. Мотивация обучения - направленность студентов к различным сторонам учебной деятельности. Можно выделить три условия, которым должен удовлетворять мотивированный студент. Во-первых, это гот, кто хочет