Ви є тут

Духовно-нравственные основы деятельности государственных служащих в современных социокультурных условиях России

Автор: 
Павленко Михаил Васильевич
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
193803
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................3
Глава 1. Социокультурный аспект государственной службы как
системы.................................................................11
1.1. Сущность и структура государственной службы как социокультурного явления.................................................11
1.2. Социокультурные и духовно-нравственные особенности формирования и развития российской государственной службы................39
Глава 2. Влияние личностных качеств на функционирование системы государственной службы...................................................67
2.1. Место и роль личностного потенциала в деятельности
государственного служащего...............................................67
2.2. Духовно-нравственные детерминанты поведения государственных служащих.................................................................84
2.3. Ценностные установки современных кадров государственной
службы.................................................................110
Заключение.............................................................135
Список литературы......................................................142
Введение
Актуальность исследовании. Социокультурные трансформации, происходящие в российском обществе в последние годы, обострили интерес к осмыслению природы государственной службы и субъектов управленческого процесса. Преодоление кризисных явлений в российском обществе требует мобилизации интеллектуального, творческого, профессионального потенциалов государственной службы, значительного повышения духовно-нравственного уровня ее субъектов. Особое значение имеют развитие стиля мышления и поведения, становление системы отношений между органами государственной службы и населением, направленной не на господство и принуждение, а на обеспечение реализации стратегии социально ориентированных реформ путем согласования интересов различных субъектов управленческого процесса.
Становление государственной службы является сложным процессом. Приход новых кадров, их ротация делают неизбежным повтор не только позитивного опыта, но и заблуждений. Эффективность работы государственного служащего как производителя определенного «продукта» -выполнение той или иной функции власти - зависит не только от его деловых качеств (навыков, знаний, опыта), но и от его нравственных качеств (степени честности, принципиальности, гуманизма, гражданской ответственности). Для государственного служащего высокая нравственность является атрибутивным условием его профессиональной деятельности прежде всего потому, что эта деятельность самым непосредственным образом выходит на духовно-нравственную сферу людей. Морально-этическая составляющая государственной службы определяет уровень демократичности государства, его целостность и авторитет, эффективность и прочность морально-правового статуса самой государственной службы.
Интересы государственной целостности, национальной безопасности, социального благополучия и гражданского согласия настоятельно требуют глубинного освоения демократической культуры, особенно - в деле
ходе социологических исследований накоплен определенный эмпирический материал для анализа управленческих отношений в государственных органах. Нельзя не согласиться с Ж.Т. Тощенко в том, что приход социологии в науку управления знаменовал собой поиск глубинных ресурсов, резервов второго и третьего порядка, многие из которых напрямую зависели от общественного сознания и поведения людей.21
На наш взгляд, социология, имея в своем научном арсенале теоретические и прикладные методы изучения сложных явлений и процессов, способна достаточно широко охватить разнообразные стороны государственной службы как объекта исследования.
Социология, являясь наукой об обществе, о взаимодействии социальных групп и общностей и массовом поведении, а также средством получения достоверного знания о социальных процессах различного уровня и характера, тем самым представляет собой совокупность научных знаний и методов для анализа основного объекта государственной службы -гражданского общества, в той или иной конкретной форме его проявления. Социология аккумулирует в себе знания о массовых социальных процессах, на организацию и управление которыми как раз и направлена деятельность государственной службы. Однако, в повседневной жизни различные структуры государственного управления, принимая решения, обращают недостаточно внимания на сбор и анализ достоверной информации о состоянии своего основного объекта управления, на состояние и тенденции развития той социальной среды, на которую эти решения направлены. Отсюда слабая эффективность, а порой и полная нереализуемость управленческих воздействий и решений.
С помощью методов социологии можно оптимизировать связи субъекта и объекта государственного управления, связи, которые создают более тесные отношения между учреждениями государственной службы и конкретной социальной средой. Фактически, это приводит к обособлению
21 См.: ТошенкоЖ. Т. Социология. Общий курс. М., 1998.-С. 403, 404.
14
предметного поля специальной социологической теории - социологии государственной службы.
Социология государственной службы, активно и динамично развиваясь в последние годы, играет существенную роль в процессах социального и государственного управления, так как является необходимым связующим звеном для принятия и реализации управленческих решений.
Многообразие подходов к анализу государственной службы с позиции различных отраслей научного знания позволяет выявить их сущность, особенности, тенденции развития в обозримой перспективе. Все это дает возможность управленческим кадрам учитывать характер складывающихся в системе государственной службы отношений и обеспечивать их оптимизацию в целях создания условий для эффективного выполнения служащими своих обязанностей. Однако и сегодня нет полных и исчерпывающих ответов на основополагающие вопросы по проблеме государственной службы как социокультурного явления.
В специальной литературе отсутствует однозначное, а следовательно, общепринятое определение государственной службы. Так, Ю.Н. Старилов указывает, что «в самом широком теоретическом понимании государственная служба - это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практическая деятельность всех лиц, получающих -заработную плату из государственного бюджета ... и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов,
О0)
администрацию государственных (казенных) предприятий» .
По мнению А.П. Алехина, «государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле - это
22 Старилов Ю.Н. Служебное право. - М.: Изд-во БЕК, 1996. С. 32.
15