Содержание
Введение ;.............................................. ./ 3*-
Глава 1; Концептуальные основы социологии досуга; 17
§1. Анализ-, и интерпретация основных социологических концепций и.
определения-досуга ......................•;.... I ;.............. 17
§2. Методологические основания-исследования досуга.. ................ 52:
§3. Концептуальная модель социокультурного пространства досуга 76 Глава. 2. Тенденции- в социокультурном пространстве досуга современного общества консумеризма:................................ 94
§4: Социокультурное пространство досуга в теоретической^ перспективе общества потребл ения ....................................................... 94
§5. Труд и«в дискурсе потребительских практик .................. .128
§6. Современное прочтение демонстративного потребления в пространстве досуга. ...........................■.......!............ 157
Глава 3..Социокультурное производство потребление досуговых
услуг............................................................ 179
§7. Приоритеты досуговой активности-в контексте потребительских
практик......................................................... 179Г:
§8. Типологии моделей досуговой активности......................... 220“
§9. Социокультурные смыслы технологий- управления потребительским поведением................................................... 259
Глава 4. Социальное конструирование досуговых практик 283
§10. Особенности современных институциализированных развлечений 283-§11. Играизация российской повседневности в контексте практик потребления...................................................... 309:
§12..Туризм как предпочтительная досуговая практика................ 326,
Заключение....................................................... 347
Библиографический список........................................... 354
Приложения:........................................................ 389
Введение-
3
Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретической рефлексии’И важностью методологической разработки новых подходов, к изучению научно-практических проблем социокультурного конструирования пространства досуга, возникающих на фоне динамических преобразований в культурной жизни современного общества. В пространстве досуга человек обретает потенциальную возможность всестороннего личностного развития за рамкам и .жестко детерминированных производственных процессов. В широком смысле пространство досуга оказывается фактором развития человеческого потенциала как базы благополучия всего общества.
В современной действительности кардинальные социокультурные изменения породили ряд противоречий и рассогласований, характерных для культурно-досуговой сферы российского общества. С одной стороны, возрастает ценностное значение пространства досуга и свободного времени. Досуг становится важным показателем качества жизни, индикатором социального самочувствия граждан. Развитость культурно-досуговой сферы выступает активным социокультурным феноменом, отражающим уровень цивилизованности общества и благополучия населения. С другой стороны, повсеместные процессы коммерциализации культурно-досуговой сферы, производство товаров и услуг, ориентированных на свободное время, становятся прибыльной формой потребления, бизнеса и предпринимательства. Это приводит к изменению характера социальных взаимодействий в пространстве досуга, появлению новых культурных норм и ценностей, обусловливающих выбор способов досугового поведения. В ряде случаев наблюдается снижение степени удовлетворенности возможностями проведения досуга, что отражается на социальном самочувствии граждан, влияет на усиление культурного и социального неравенства.
41
• расширенная- — рекреационная досуговая деятельность, позволяющая компенсировать затраты живых сил человека с определенным запасом1.
Таким образом, существует много вариантов классификации затрат свободного времени, вычленения в нем статей различного-содержания. При этом свободное время представляет ценность не само по себе,.а определяется-интенсивностью, его использования человеком для развития своей личности. Следовательно, сущность свободного времени состоит в том, что оно:
• удовлетворяет социальные потребности, развивает физические и умственные способности человека;
• открывает возможности для всестороннего и гармонического развития личности;
повышает образовательный и культурный-уровень, в.результате чего человек в новом качестве вступает в процесс создания материальных и духовных потребностей;
• находится в диалектическом единстве с рабочим временем и активно влияет на него.
Исходя из этого, свободное время выполняет рекреационную функцию, включающую в себя отдых, восстановление физической и психической энергии; развивающую функцию, то есть физическое, интеллектуальное, художественное и нравственное развитие личности; деструктивную функцию, которая непосредственно связана с определенными типами досуга и досуговых занятий, представляющих собой явления антидосуга, то есть злоупотребление алкоголем, азартные игры, хулиганство.2
На современном этапе преобладает рассмотрение свободного времени как периода деятельности человека, свободного от обязанностей, физической и социальной необходимости, дающего возможность его использования на
1 Николаенко Д.В. Указ. соч.
2 Гревцов Ю.И., Григорьева Л.Л Образ жизни населения крупного города: Опыт комплексного социального исследования. Л., 1988. С. 250.
42
. самоцели. В свободное время' осуществляется* эстетическое, нравственное, физическое совершенствование личности, развертываются способности, формируются интересы. Это время творения людьми* жизненных условий, соответствующих их индивидуальности- и- объективным потребностям. Свободное время создает богатство степеней свободы индивидуального поведения человека, определяет изменение задач и мотивов человеческой активности, умножение ее смыслов и, вместе с тем, обладает ценностной санкцией, несет в себе риск упущенных возможностей.1
Анализируя рассмотренные определения досуга и свободного времени, отметим, что акцент в них делается на функциональной дифференцированно-сти социальных ролей индивидов в контексте конкретных структур, состоящих из институций, ценностей и норм. Такое понимание выстроено в соответствии со структурно-функционалистским подходом: согласно концепции социального действия; Т. Парсонса, выбор участия индивида в конкретном взаимодействии детерминирован функциональными требованиями* социальной-системы2. Данный подход предполагает, что содержание досуговой деятельности, осуществляемой в свободное время,, в. значительной степени детерминируется характером социальной структуры, в рамках которой акцентируется влияние социального на субъекты. В отличие от Т. Парсонса Г. Гарфинкель полагает, что общее понимание индивидами социальной жизни отнюдь не обязательно «приходит извне через принятие общих культурных норм и ценностей», оно может «конструироваться изнутри»3. С нашей точки зрения, для исследования сферы досуга это особо актуально, так как человек здесь выбирает то занятие, которое ему нравится и которым хочется заниматься. Досуг - это частное, приватное, индивидуальное. Угнетающее «надо», «обязан» и «должен» формально не довлеют на выбор и способ проведения досуга: там, где появляются подобные императивы, досуг прекращается.
1 Елютина М.Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов, 1999.
2Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.
3Баразгова Е. Американская социология (традиции и современность). Екатеринбург, 1997.
- Київ+380960830922