2
Оглавление
Стр.
Введение..........................................................3
Глава 1. Трансформация института высшего образования в условиях глобализации
1.1. Влияние глобализационных процессов на развитие института образования в современных условиях.....................................12
1.2. Основные тенденции трансформации института высшего образования в Европе на рубеже XX - XXI вв.....................................................................32
1.3. Перспективы формирования единого образовательного пространства в Европе..................................................59
Глава 2. Условия и перспективы вхождения института российского высшего образования в Болонский процесс: социологический анализ
2.1. Институт высшего образования в динамике социальных процессов современной России.....................................................87
2.2. Анализ основных критериев сопряженности образовательных систем России и Европы.......................................................106
2.3. Исследование процессов трансформации высшего образования в условиях Болонского процесса (на примере вузов г.Санкт-Петербурга) 122
Заключение......................................................141
Библишрафия.........................................;...........146
Приложения
156
Введение
Актуальность темы исследования. Конец XX - начало XXI века отмечены глубокими социальными, экономическими, политическими переменами, которые ведут к становлению мирового открытого общества, отличительной особенностью которого является взаимодействие с другими странами и народами. Место и роль глобализации в истории современного общества не могут быть поняты без анализа того влияния, которое она оказывает на социальное поведение людей, активно или пассивно участвующих в данном процессе. От того, как в условиях глобализации изменяются мотивы, ценности личности, ее отношения с обществом, в конечном счете, зависит историческое развитие человечества.
В этих условиях институт образования, обеспечивающий систематическое многоаспектное взаимодействие личности и общества, становится одним из наиболее значимых социальных институтов. Многократно возрастают функции образования в социальном структурировании общества, в процессах социализации личности, в формировании гуманистической направленности социальных процессов. К образованию сегодня предъявляются принципиально новые требования, которые связаны с необходимостью смены системы ценностей общества, характеризующегося открытостью, толерантностью, культурой диалога.
Включение России в Болонский процесс помогает сосредоточить внимание на проблемах укрепления позиций российской высшей школы в мире. Создание структуры образования, совместимой со структурами образования европейских стран, позволяет выстроить в нашей стране систему образования более понятную для иностранных граждан. При этом перед российским образованием стоит сложная проблема: не упустить
открывающиеся в процессе интеграции возможности и в то же время сохранить традиции отечественного образования, его преимущества.
структуры человечества в зависимости от роли разных его страт по отношению к общему глобализационному процессу, в трансляции образа и стиля жизни на планетарном уровне и вызванных этим изменениях в структуре и функциях образования как социального института. При этом «модернизация культуры и образования - это по большей части ее «вестернизация» - по крайней мере, именно так ее обычно понимают и на Западе и на Востоке».8
Комплекс противоречий глобализирующегося мира удачно сформулирован в Докладе Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: Сокрытое сокровище», представленном ЮНЕСКО. К таким противоречиям авторы доклада относят следующие:
противоречие между глобальными и локальными проблемами: человек должен постепенно становиться гражданином мира без утраты собственных корней и при активном участии в жизни своего народа и общины;
противоречие между универсальным и индивидуальным. В условиях глобализации культуры, приобретающей всеобщий характер, существует опасность забвения уникального характера каждой личности, ее предназначения выбирать свою судьбу и осуществлять все имеющиеся у нее возможности;
противоречие между традициями и современными тенденциями: адаптация без отрицания собственных корней, диалектическая связь независимости со свободой и развитием других, управление техническим прогрессом. Именно в этом духе следует решать проблемы, связанные с развитием технологий в области информации.
противоречие между долгосрочными и краткосрочными задачами; противоречие между необходимостью соревнования и стремлением к равенству возможностей. Применительно к образованию очевидно требование возобновления и приведения в соответствие с запросами сегодняшнего дня
о
Кормилицина О.В. Модернизация культуры и образования в условиях глобализации и зависимого развития. Автореферат диссертации канд. филос. наук. М., 2003. С. 16.
17
концепции образования на протяжении всей жизни с тем, чтобы задействовать в качестве стимулирующих факторов, как соревнование, так и сотрудничество, объединяющую людей солидарность.
противоречие между невиданным развитием знаний и возможностями их усвоения человеком. В связи с этим необходимо выработать четкую стратегию реформ, определить приоритеты при условии сохранения основных элементов базового образования.
противоречие между духовным и материальным миром. «Человечество нуждается в идеале и моральных ценностях. Нет более благородной задачи, стоящей перед образованием, чем пробудить у каждого, с учетом его традиций, убеждений и, при полном уважении плюрализма, подъем духа и мысли до осознания универсальности мира».9
Несмотря на ярко выраженный социальный запрос мировая образовательная система, как отмечают авторитеты в этой области, пока не в состоянии удовлетворить все возрастающий спрос на объем и качество образования. Налицо возможность разрыва между социальными потребностями в образовании и возможностями их удовлетворения. Образование в глобальном масштабе имеет тенденцию становиться консервативным механизмом, не способным эффективно содействовать решению глобальных и других проблем человечества (а скорее, даже их обострять). В результате возникло противоречие между ставшим уже естественным правом человека на образование и традиционной системой образования. Возникает вопрос о практике формирования модели образовательной системы, в которой могло быть разрешено противоречие между обществом и образованием, и обозначился бы выход из глобального кризиса.10
Таким образом, глобализация представляет собой сложное взаимодействие глобального и локального измерений социальных процессов.
9 Дюпюи И.А. Международные интеграционные процессы в образовании. СПб, 2003. С. 58 -59.
10 Социология образования перед новыми проблемами. М. - Омск, 2003. С. 100.
- Київ+380960830922