Ви є тут

Информатизация современного российского общества как инновационный процесс: социологический анализ

Автор: 
Воронцова Елена Валерьевна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2004
Артикул:
192765
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию информатизации как специфического социального процесса 10
1.1. Инновационный процесс как предмет социологического анализа 10
1.2. Специфика процесса информатизации в современной России: соотношение инновационности и инерционности 33
Глава II. Социологический анализ процессов информатизации в современной России 70
2.1. Информатизация как фактор развития общественных сфер современной России: компаративный анализ в экономике, образовании
и государственном управлении 70
2.2. Особенности адаптации к информатизации в российском обществе: причины, уровни, последствия 113
Заключение 144
Список использованных источников 151
Приложения 165
2
Введение
Актуальность темы исследования. Информатизация является одним из основных процессов, характеризующих состояние и изменения современного российского общества. Освоение новых информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) вышло на уровень социальных макропроцессов и стало социально значимым явлением. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» ставит своей целью широкое распространение передовых ИКТ во всех сферах жизнедеятельности общества. [4]
Вместе с тем, недостаточная разработанность информационной политики государства, слабая законодательная обеспеченность процесса информатизации, продолжающийся экономический кризис, неравномерность экономического развития по регионам, социальная поляризация и т.д. делают проблему информатизации общества в России особенно острой. Следует также учесть причины, препятствующие распространению информационных технологий в стране среди различных слоев общества.
Исследование модернизации современного общества и его подсистем предполагает изучение значимости инноваций, а также баланса социального порядка и неопределенности, прогресса и инверсии общества, стабильного и изменчивого. Одной из тенденций современной социологии является изучение динамических качеств социальной реальности, таких как движение, возможность и необходимость изменения социума, направленность трансформаций, при этом становится важным исследовать не только состояния, институты, но и события и ситуации, контексты развития, субъектную составляющую процессов.
Недостаточно рассматривать инновации в обществе лишь как объективно совершающиеся процессы. Не менее важно понять их с позиций человеческих взаимодействий: ведут ли они к сохранению, гармоничному развитию общества в целом. Инновации в одной сфере
3
изменение привычного образа жизни и образа мыслей, внесение подвижности в экономический порядок, более высокий уровень неопределенности и риска, а стало быть, предприимчивости и творчества. Выделение нововведений в относительно самостоятельный предмет изучения началось с исследований социальных последствий автоматизации производства.
Интерес, усиливающийся с каждым годом, и все большее осознание в обществе возможности использования инновационных процессов привели к тому, что с начала XX века стала оформляться специализированная область знания — инноватика. В рамках данной особой науке о нововведениях начали изучаться общие закономерности технических нововведений в сфере материального производства (М. Барер, Б. Браун, К. Пэвитт, Э. Роджерс, У. Уолкер и др.).
Инноватика прежде всего и возникла как отражение обострившейся потребности различных фирм в деятельности по разработке и внедрению этих новых услуг и идей. С 30-х годов в Соединенных Штатах Америки прочно утвердились такие термины, как «инновационная политика фирмы», «инновационный процесс».
Первоначально инноватику интересовали прежде веет экономические и социальные закономерности создания и распространения научно-технических нововведений. Для нас особым значением обладает этап развития научной мысли, когда интересы новой области знания распространились и на разного рода социальные новшества, в первую очередь, на нововведения в организациях и предприятиях (изменение структуры управления, новые способы принятия решений, освоение новой деятельности и др.). Например, в 60—70-ые годы на Западе проводится большое число эмпирических исследований нововведений, которые осуществляют фирмы и другие организации. Однако при обсуждении качественных характеристик тех или иных инновационных изменений становится очевидно, что определять эти
17
изменения только в рамках экономических теорий просто невозможно, т. к. они имеют существенное влияние во всех сферах общественной жизни.
На основании недостаточности характеристики инновационных изменений лишь в рамках экономической теории возникла гипотеза о необходимости принципиально нового подхода к исследованию инновационных процессов, в котором анализ инновационных проблем включал бы в себя использование не только достижений в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и т. д.
Группа отечественных ученых под руководством Г. П. Щедровицкого проводила большую работу по созданию оснований системодеятелъностного подхода, позволяющего анализировать и комплексно изучать инновационный процесс в целом. На теоретико-методологическом уровне работа тех лет наиболее полно отражена в монографиях и статьях Б. В. Сазонова, Г. П. Щедровицкого, Э. Г. Юдина и др. [141] Благодаря этим исследованиям новая наука инноватика стала оформляться принципиально как междисциплинарная область знания на стыке философии, психологии, педагогики, социологии, теории управления, экономики и культурологии. К семидесятым годам инноватика как наука о нововведениях уже оформилась как сложная и разветвленная область знания. Однако наше обращение к крупнейшим работам в этой сфере позволяют утверждать, что научные изыскания в этой области все больше отходят от социологических подходов к сторону социального менеджмента. Оценка общих макровлияний превалирует над изучением субъектных взаимодействий в инновационном процессе.
Сегодня практически все исследователи инновационных процессов (А, С. Ахиезер, А. Г. Крутиков, Н. И. Лапин, М. М.Поташник, А. И. Пригожин, Б. В. Сазонов, Н. Л. Степанов, В. С. Толстой и др.) понимают под инновацией процесс введения какого-либо новшества в практику. [12, 66, 97, 98] Так, например, в одной из работ А. И. Пригожина дается следующее определение: «...Инновация (нововведение) — это целенаправленное
18