ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................... 3
Глава 1. Методологические проблемы исследования социальной
адаптации иностранных студентов в стране пребывания .......... 13
§ 1 Л. Понятие и сущность социальной адаптации личности ...... 13
§ 1.2. Особенности социальной адаптации иностранных студентов в
стране пребывания..............................................36
Г ЛАВА 2. Основные направления социальной адаптации иностранных
студентов..................................................... 53
§2.1. Социокультурная адаптация .............................. 53
§ 2.2. Социокоммуникативная адаптация ........................ 81
§ 2.3. Социобытовая адаптация................................ 104
Заключение.................................................. 122
Список использованной литературы............................. 137
Приложение 1 ................................................ 151
Приложение 2................................................. 153
ВВЕДЕНИЕ
з
Актуальность темы исследования определяется интенсификацией и углублением международных, в том числе и образовательных, контактов. Сотрудничество в области образования является важнейшей и актуальной задачей многих стран, поскольку именно обучению и воспитанию молодежи принадлежит существенная роль в процессе духовного сближения народов, интеграции мирового сообщества. В современном мире интенсивно развиваются межгосударственные образовательные контакты, увеличивается количество молодых людей, желающих получить образование в другой стране. Еще в семидесятые годы XX столетия было подсчитано, что в мире ежегодно около полумиллиона студентов и стипендиатов получают высшее образование за границей1. Большой опыт обучения иностранных студентов был накоплен в советской высшей школе в рамках помощи, оказывавшейся Советским Союзом странам «третьего мира» (до 1991 года Россия занимала второе место в мире по количеству иностранных студентов). Сегодня в российских вузах учатся 70 тыс. иностранных студентов из 150 стран мира, доминирующими среди которых являются выходцы из стран Азии, Африки и Латинской Америки2.
В такой ситуации все более актуальной становится проблема социальной адаптации и межкультурного взаимодействия иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, как с научно-теоретической, так и с практической точек зрения. Перед принимающей стороной всегда стоит задача оптимизации жизни и учебы иностранных студентов, которые проходят через сложный процесс адаптации к новым условиям их жизнедеятельности. Успешность обучения иностранных студентов в России, уровень их профессиональной подготовки в значительной степени зависит от социальной адаптации студентов в стране пребывания.
1 Klineberg О. International Educational Exchange: An Assessment of Its Nature and Prospects. Paris, Mouton.1976. P.12.
2 Ист.: Руденко С. Обыкновенный фашизм? // Учительская газета. 14.05.2002.
14
источник для различных научных гипотез, служит постоянной научной темой, дает могучий толчок к дальнейшему изучению вопросов о сущности жизненных явлений»0.
Качественная специфика отношений «организм - внешняя среда» на уровне человека заключается в том, что в процессе исторического развития между человеком и внешней природной средой возник новый мир - мир человеческих общественных отношений, социальная сфера обитания. «...Адаптация человека - это приспособление не столько к физическим, химическим, биологическим условиям планеты, сколько приспособление его к техносфере и ноосфере, ибо на современного человека любой фактор внешней среды действует, лишь преломляясь через всю совокупность производственных отношений...»4. Кроме того, поскольку объективная цель человеческой деятельности состоит в преобразовании мира, человек не просто адаптируется к внешней среде, но и адаптирует ее к своим биологическим возможностям.
Социальные факторы (производственные и межличностные отношения, социальные связи и т.п.) являются такими же объективными формами воздействия на человека, как и биологические. Очевидно, что и биологическая, и социальная адаптация осуществляются в рамках общих адаптационных механизмов человека, но в реализации второй основную роль играет центральная нервная система. Способность к социальной адаптации -это, в первую очередь, проявление высоких адаптационных возможностей высшей нервной деятельности и психики человека, поскольку именно им принадлежит решающая роль в переработке социальной информации и субъективном отражении факторов природной и социальной среды.
Мы хотели бы акцентировать внимание на том, что сущностные основы социальности адаптивных процессов в обществе заключаются в
3 Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности поведения животных. М.. 1951. С.38.
4 Вопросы психической адаптации. Новосибирск: Сибирский филиал АМН СССР, 1974. С.9.
15
способности человека к труду, взаимопреобразованию себя и среды в процессе труда, в сознательном обмене информацией и деятельностью, для чего требуется ценностное, избирательное отношение к внешней среде и способность к самопознанию. Процесс социальной адаптации личности является закономерным результатом связи между обществом и человеком. Овладевая разнообразным социальным опытом, человек на протяжении всей своей жизни сталкивается с новыми обстоятельствами и вынужден вырабатывать новые шаблоны поведения, в наибольшей степени им соответствующие. Без адаптивного взаимодействия между адаптантом и социальной средой трудно представить ненасильственные способы освоения культурных образцов и норм поведения, установление новых социальных отношений при смене социального статуса, сопровождающиеся, как правило, отказом от сложившихся ранее понятий и представлений, пересмотром взглядов, ломкой старых социальных установок и приобретением новых, и т. д. Адаптивные процессы происходят в момент совершения личностью новой по своему предметному содержанию деятельности или деятельности в непривычных (незнакомых) условиях.
Несмотря на то, что проблема адаптации к условиям внешней среды представляет большой научный интерес, социологическая наука, в отличие от биологии и медицины, имеющих давние традиции исследования адаптации, стала заниматься ею лишь в начале двадцатого века, изучая становление личности в процессе социализации.
Тем не менее, уже разработаны различные подходы к определению сущности данного явления. Наша задача - выработать такое определение социальной адаптации личности, которое, будучи выраженным в собственно социологических понятиях, стало бы основой для рассмотрения различных аспектов процесса социальной адаптации иностранных студентов и его результатов - адаптированности к определенным социальным ситуациям и устойчивым социальным структурам страны пребывания.
- Київ+380960830922