2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ...................................................16
1.1. Организационная культура как объект социологического исследования...................................................16
1.2. Аксиологическая структура организационной культуры....41
1.3. 01 ^рационализация системы ценностей индивидуализма и коллективизма
организационной культуры..............................60
ГЛАВА И. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ ИНДИВИДУАЛИЗМА И КОЛЛЕКТИВИЗМА В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.................................................82
2.1. Самоидентификация современных работников в контексте ценностей индивидуализма и коллективизма...............................82
2.2. Социокультурный портрет современного российского сотрудника 99
2.3. Роль ценностей индивидуализма и коллективизма в оптимизации организационной культуры современной России.....................117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................137
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................................142
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................157
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях финансово-
экономического кризиса, когда хозяйственное, политическое и собственно социальное развитие России во многом определяется характером и результатами управленческой деятельности, повышение качества
управленческих решений превращается в одну из основных задач всего
российского общества. Модернизационное преобразование общества делает процессы хозяйственно-экономической, культурной и духовной жизни взаимодетерминированньтми. Эффективность деятельности управленческих структур в этих условиях зависит от того, насколько модернизированные ценности организационной культуры отвечают потребностям времени.
С появлением новых мировоззренческих и аксиологических ориентиров в процессе становления рынка и рыночных отношений, с реорганизацией экономических и политических институтов, изменением условий
функционирования организаций, с расширением хозяйственных связей и межкультурного взаимодействия, нарастанием информационных потоков и применением западных методов организации труда произошло механическое заимствование организациями характерных для других культур ценностей.
В данной ситуации актуализируется потребность в выявлении особенностей характера влияния на трудовое поведение содержания и иерархии ценностей. Также крайне важно исследование форм поведения, порождаемых принятием и неприятием традиционных и заимствованных ценностей, а именно: ценностей коллективизма и индивидуализма, которые в современных условиях становятся неотъемлемыми элементами аксиологической компоненты в функционировании российских организаций. От того, какие ценности декларируются организационной культурой как приоритетные, зависит стабильность организации, гибкость и адаптивность в условиях высокой динамичности среды, устойчивость к кризисным ситуациям трудового коллектива и эффективность системы управления. Актуальность
I
16
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Организационная культура как объект социологического
исследования
Изменение условий функционирования организаций, обусловленное научно-техническим прогрессом, высокой динамичностью среды, интеграцией рынков, развитием технологий и средств коммуникации, повышением роли специалистов, изменением организационных структур, расширением хозяйственных связей, вызвало необходимость приспособления организаций к быстро изменяющимся условиям их жизнедеятельности. В этой связи актуальной становится проблема управления. Эффективность деятельности управленческих структур в настоящее время во многом определяется адекватностью организационной культуры и се ценностей потребностям времени. Более тщательное изучение организационной культуры позволит выработать новые методы формирования устойчивого к кризисным ситуациям трудового коллектива, а также разработать эффективные инструменты управления, востребованные и частными компаниями, и государственными управленцами, институт которых сейчас зарождается в России.
Для рассмотрения организационной культуры как объекта социологического исследования необходимо провести теоретическое осмысление данного понятия как социокультурного феномена. В этой связи необходимо уточнить такие понятия, как «культура» и «организация». Определение смысловых границ данных понятий позволит на основании предлагаемых дефиниций более последовательно и конкретно рассмотреть и проанализировать процессы и явления, происходящие в культурной среде современных российских организаций. Важно уточнить содержательную сторону и те подходы, которые существуют для определения интересующих
,1
;
17
нас понятий, а также имеющиеся в арсенале социологов методы исследования.
Любая организация независимо от формы собственности и сферы деятельности в процессе своего формирования и функционирования находится в прямой зависимости от культуры, которая выступает как способ организации и регуляции жизнедеятельности.
Общеупотрсбимого определения культуры нет, но в обыденном сознании она выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, науку, религию, традицию, язык и так далее. Категория культуры как таковая представляет собой предельно широкое понятие социологии. В социологическом словаре культура понимается как исторически развивающаяся надбиологическая сфера человеческой жизнедеятельности (труд, поведение, общение), благодаря которой обеспечивается воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Она хранит и транслирует исторически накапливаемый социальный опыт. Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества.1
Исследователь М. Бубер писал, что культура есть универсальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в дом человеческого (смыслового) бытия.2 Таким образом, культура - это, прежде всего, инструмент, позволяющий человечеству выжить и справиться с обстоятельствами, которые навязывает окружающая индивида среда.
Культура - это также сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определенном времени, месте или ситуации, она выделяет человеческий вид среди других живых существ. Некоторые формы поведения, являясь результатом каких-либо жизненных обстоятельств, могут зависеть от географического положения, климатического влияния и проявляться при различных обстоятельствах. Так,
1 См.: Социологическая энциклопедия: В 2-х т. — М., 2003. — С. 525.
2 См.: Бубер М. Я и Ты. - М., 1993. - С. 61.
- Київ+380960830922