Содержание:
Введение............................................................4
Глава 1. Теоретико - методологические подходы к изучению
правосознания как основы формирования гражданского
общества............................................... 17
1.1. Правосознание как соционормативная система регуляции общества: понятие, структура, функции.... 17
1.2. Место и роль правосознания в становлении гражданского общества................................... 37
Глава 2. Региональные особенности формирования правосознания... 59
2.1. Объективные и субъективные факторы формирования правосознания.............................. 59
2.2. Регулирование формирования правосознания государственной и муниципальной службой 87
2.3. Типология правосознания в процессе формирования гражданского общества: региональная специфика 104
Заключение.......................................................... 119
Список использованной литературы................................. 127
4
Введение
Актуальность темы исследования. После провозглашения в начале девяностых годов XX века либеральных основ правовой модернизации, по верному замечанию С. С. Алексеева, нет «ни одного важного государственного документа, речи или выступления российского государственного деятеля, в котором бы не прозвучали громкие слова о приверженности новой России идеалам и ценностям права, требованиям правопорядка и законности»1.
Вместе с тем состояние научного осмысления правосознания сферы российского общества, а также его уровень не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Кризис правосознания общества непосредственно отражается на правовой жизни, приводит к обесцениванию права, нигилистическому отношению к правовым ценностям.
Актуальность темы обусловлена тем обстоятельством, что трудности развития государственно-правовой системы в современной России во многом связаны с изменением и ломкой правовых ценностей. Государство утрачивает возможность влияния на аксиосферу права, сворачивает правовоспитательную работу, отказывает в содействии освоению правовых ценностей гражданами.
Особую актуальность приобретают проблемы изучения правосознания личности, которые являются своего рода способом воплощения должного в сущее право. Правосознание создает мотивацию своего правового поведения, воплощая их в реальную правовую действительность. Правосознание может выступать той общезначимой основой, которая объединит общество на пути повышения эффективности функционирования институтов гражданского общества в период его становления.
Степень научной разработанности и источники исследования. Вопросы, связанные с исследованием гражданского общества и государства, определением их сути, формы и функционального назначения, были и остаются одними из центральных в общей теории государства и права.
1 Алексеев С.С. Самое святое, что есть у Бога на Земле, Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. -М, 1998. С.8.
различные типологии правосознания; кроме того, правосознание имеет региональные особенности социальной активности. Что касается социальной активности, то следует отметить, что выделяются, по крайней мере, два крупных сегмента активности: сфокусированная, целенаправленная, повышающая
статусные позиции ее носителей — и «бег на месте», ориентированный на сохранение статус-кво при расходовании значительной жизненной энергии. Именно последний и характерен сегодня для очень многих респондентов, когда их деятельность, зачастую хаотичная, не приводит к значимым результатам как социального, так и материального порядка. В этой связи первоочередной проблемой в сфере формирования новой гражданственности является преодоление барьеров (как институциональных, так и тех, что существуют в сознании населения) на путях максимально органичного соединения направленной на индивидуальную, личностную самореализацию жизненной энергии с потенциалом общественной, гражданской активности.
4. На формирование правосознания, структуры и институтов гражданского общества влияют властные отношения, которые формируют основополагающую структуру принятия и контроля решений по всей властной иерархической вертикали органов регионального управления во главе с центром. Однако, рост недоверия к власти остается актуальной проблемой. Причин такой динамики может быть две: либо органы, по роду своей деятельности призванные заниматься проблемами граждан, не выполняют свои функции в полной мере; либо через правительства и президентов эти проблемы стало проще решать. Гипотетически возможна и третья причина - граждан в большей степени, чем раньше, стали волновать вопросы государственного (республиканского, городского, районного и т.п.) масштаба, для рассмотрения которых приемлем только уровень высшего аппарата управления республикой и страной. Основными причинами роста количества жалоб и заявлений населения в адрес Президента и Правительства РЛ являются: падение уровня жизни населения республики, о
чем свидетельствует резкий рост количества обращений по вопросам, касающимся материальной помощи; неэффективное функционирование чиновничьих структур; растущее недоверие населения к власти; социальная незащищенность населения
5. В целях определения мер по формированию правосознания и укреплению институтов гражданского общества следует выявить типологические особенности (уровни) правового сознания. Данная шкала основывается на следующих положениях: 1) в оценке степени
общественной опасности правовых нарушений респонденты, обладающие различным уровнем (типом) правового сознания, существенным образом различаются между собой; 2) структура оценок опрашиваемых в значительной степени отлична от официальных оценок тяжести неправовых действий. Данная типология свидетельствует о том, что следует применять различные меры по формированию правосознания. Так, для активно - позитивной группы более значимой становится участие в принятии управленческих решений. Следует особое внимание обратить на группы «пограничный» и «неустойчивый» типы правосознания, которые требуют разработки особых программ и законодательных мер. Теоретическая и практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что ее основные выводы можно использовать для дальнейшего анализа проблем функционирования правосознания в процессе становления гражданского общества.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы в процессе совершенствования деятельности федеральной и региональной служб управления, особенно при разработке государственных и региональных программ стратегического развития региона.
Теоретические выводы и практические рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы государственными органами, занимающимися проблемами национальной политики. Отдельные теоретические положения и выводы, изложенные в работе, могут найти
- Київ+380960830922