Содержание:
2
Введение...............................................................4
Глава I. Теоретические основания исследования социальной эффективности деятельности предприятий.................................13
1.1. Предприятие как объект исследования и социального
управления.........................................................13
1.2. Экономическая и социальная направленность деятельности предприятий.......................................................34
1.3. Экономическая и социальная эффективность управленческих решений
в стратегии развития предприятий...................................52
Глава II. Объективизация социальных целей в стратегии экономического развития предприятий....................................67
2.1. Эволюция формирования социальных целей в стратегии экономического развития предприятий....................................67
2.2. Отражение социальных целей в стратегии экономического развития предприятий............................................................86
2.3. Структуризация показателей социальной эффективности стратегии экономического развития предприятий...................................113
Глава III. Факторы социальной направленности стратегии экономического развития предприятий...................................128
3.1. Внешние факторы социальной направленности стратегии экономического развития предприятий...................................128
3.2. Внутрипроизводственные факторы социальной направленности стратегии экономического развития предприятий.........................152
3.3. Факторы личностного восприятия социальной направленности стратегии экономического развития предприятий.........................168
3
к
Глава IV. Организационный механизм обеспечения социальной эффективности стратегии экономического развития предприятий 184
4.1. Механизм учета социальной действительности в оценках социальной эффективности стратегии экономического развития предприятий......184
4.2. Актуализация учета социальных качеств и социальных потребностей
в стратегии экономического развития предприятий......................205
4.3. Социальные измерения качества трудовой жизни на предприятиях 224
4.4. Методы и процедуры обеспечения социальной эффективности
* стратегии экономического развития предприятий..........................232
Заключение...........................................................251
Список используемой литературы.......................................255
Стратегия, в данном случае, представляется в виде решения, которое влияет на все последующие тактические действия и является обобщением того, как поставленные цели будут достигнуты.
Таким образом, к настоящему времени сложились несколько концептуальных подходов к определению стратегии. Под стратегией принято понимать набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития той или иной системы. Известно, что стратегия это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения.
Основной идеей стратегического управления является идея органичного последовательного приспособления организации к изменяющейся обстановке внешней среды, идея целевого подхода к решению любых управленческих задач и организации системы управления в целом. Но чтобы уметь приспосабливаться к изменениям внешней среды и при этом всегда выдерживать курс на достижение поставленных целей, организация должна иметь стратегию Очевидно, переход от общепринятого ранее оперативного управления к стратегическому обусловлен объективной необходимостью переноса внимания с проблем и задач внутрифирменного управления к окружающей предприятие внешней среде. За время существования хозяйственных систем, относительные приоритеты стратегических и оперативных решений в их деятельности постоянно менялись. Переход к рыночной ориентации, изменения в организационных структурах, системах, а также нестабильность, неопределенность внешней среды требуют переноса внимания к внешней среде функционирования предприятий.
1 Смит П, Бэрри К, Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга. / Пер с англ. под ред Л Ф Никулина М ЮНИТИ, 2001, с 104
26
►
Проблема стратегии рассматривалась исследователями в разных аспектах. Очевидно, выбор аспекта происходит в зависимости от того, на каком этапе находится познание исследователя и, во-вторых, важное значение имеет состояние экономической системы, хозяйственных, социальных, политических и иных процессов в обществе. Таким образом, в зависимости от состояния экономики и развития научной мысли происходила эволюция проблемы. Так, Higgins подчеркивал, что стратегия - это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления ? организации с ее окружением.1 Примерной позиции придерживается и Шендель, который рассматривал стратегию как процесс определения связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать самой организации и ее подразделениям. Системно определил стратегию И.Ансофф, который предлагает рассматривать стратегию как «систему, состоящую из анализа и выбора стратегической позиции и оперативного управления в реальном масштабе времени».2 В одной из первых работ И.Ансофф («Корпоративная стратегия», 1965г.) рассматривал вопросы адаїггации компании к меняющимся условиям внешней среды. «Новая корпоративная стратегия» переработана с точки зрения использования современных концепций, которые со времени первого издания, естественно развились и расширились. Проблему формулирования стратегии бизнеса (аналитическое принятие решений) в ней И.Ансофф дополнил политическими, социологическими и психологическими факторами.3 Поведенческий аспект в сгратегии вскрыл Дж. Глинн, который писал: «Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь - ее целями, и линией поведения,
1 Higgins J М Organizational Policy and Strategic Management Text and Cases sand ed Chicago The Dry den I Press 1983
2АнсоффИ Стратегическое управление -M .Экономика, 1989, с 46
3 См подробнее АнсоффИ Новая корпоративная стратегия -СПб Питер Ком 1999
- Київ+380960830922