Ви є тут

Відповідальність за хабарництво за кримінальним законодавством Йорданії і України (порівняльно-правове дослідження)

Автор: 
Акрам Трад Аль-Фаїз
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U001495
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО
2.1. Общая характеристика видов уголовно-наказуемых
коррупционных деяний
В последние годы в науке уголовного права значительно обогащен понятийный аппарат. Это относится и к коррупционным преступлениям, коррупционным правонарушениям [57, 35], коррупционной преступности [38]. Однако, как и много десятилетий назад, в условиях хрущевской оттепели и брежневского застоя, так и в настоящее время, когда кардинально изменились социально-политические и правовые условия жизни в Украине и других странах СНГ, в национальном уголовном законодательстве по-прежнему родовыми понятиями коррупции являются дача взятки, получение взятки, а в Украине также - провокация взятки.
В теории утверждается, что взяточничество - родовое понятие, которое охватывает три неразрывно связанных между собой преступления: получение взятки, дачу взятки, провокацию взятки. Подобная трактовка в Украине, где принято новое законодательство о борьбе с коррупцией, не отражает правовой действительности: коррупция, а не взяточничество является родовым понятием, охватывающим не только указанные преступления, но и другие, еще не предусмотренные национальным уголовным правом многих стран СНГ. Исключением является, как уже говорилось, лишь новый УК России, установивший уголовную ответственность еще и за такие коррупционные деяния, как подкуп (ст. 184), коммерческий подкуп (ст. 204), а также новый УК Украины, где предусмотрен новый состав коррупционного деяния - получение незаконного вознаграждения работником государственного предприятия, учреждения или организации (ст. 354 УК).
Действующее законодательство Украины предусматривает ответственность за незаконное вознаграждение, за дачу, получение взятки, а также за провокацию взятки. В связи с этим может сложиться представление, что в механизме коррупционных правонарушений все осталось по-прежнему, почти ничего не изменилось. Конечно, кому-то выгодно рассуждать о коррупции, демагогически призывая вести с ней бескомпромиссную, непримиримую борьбу, ничего принципиально не изменяя в правовых основах этой борьбы.
Учитывая юридические реалии, зафиксированные в действующем законодательстве, рассмотрим вопрос о коррупции как преступном деянии с позиции сущего и должного. Первое предполагает анализ соответствующих норм Уголовного кодекса, а второе обуславливает необходимость изменения существующего положения как не соответствующего интересам эффективной уголовно-правовой борьбы с коррупцией.
Ранее подчеркивалось, что действующее уголовное законодательство Украины предусматривает ответственность прежде всего за получение взятки, дачу взятки, а также провокацию взятки. Эти деяния изложены в разделе XVII "Преступления в сфере служебной деятельности" нового УК Украины.
В действительности каждая из статей, содержащихся в данном разделе УК, устанавливает уголовную ответственность не за один, а за различные коррупционные деяния. В этом убеждает анализ соответствующих норм нового Уголовного кодекса Украины, диспозиции которых определяют объективную сторону, объекты и субъектов того или иного состава преступления. Так, ч. 1 ст. 368 УК Украины формулирует понятие взятки следующим образом: получение должностным лицом в каком бы то ни было виде взятки за выполнение или не выполнение в интересах того, кто дает взятку, или в интересах третьего лица какого-либо действия с использованием предоставленной ему власти или служебного положения. Очень краткое и не полное понятие получения взятки, из которого можно сделать следующие выводы.
Объективно получение взятки проявляется в передаче должностному лицу в каком бы то ни было виде (неконкретно) вознаграждения за совершение в интересах дающего взятку или третьего лица коррупционного деяния - действия или бездействия, благодаря использованию предоставленной ему власти или должностного положения.
Значительно совершеннее понятие получения взятки определяет ст. 290 УК России, которая гласит: "Получение должностным лицом или через посредника (выдел. нами. - А.Ф.) взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действие (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такое действие (бездействие) входит в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействиям), а равно за общее покровительство или попустительство по службе".
Данная дефиниция получения взятки в УК России включает многие слагаемые и, в частности, такие, как: понятие, субъекты, предмет взятки, характер и содержание противоправного деяния (действия или бездействия), которые будут или должны быть совершены в пользу взяткодателя или указанных им лиц, а также мотивы преступного поведения. Это очень емкая и содержательная формулировка получения взятки, закрепленная в новом уголовном законе Российской Федерации [73].
Взятка может выражаться в получении выгод как материального, так и нематериального характера. Именно так определил предмет взятки Пленум Верховного Суда бывшего СССР в Постановлении "О судебной практике по делам о взяточничестве". В п. 5 этого Постановления сказано: предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги, материальные ценности, а также оказанные безвозмездно, но подлежащие оплате услуги (например, предоставление санаторных и туристических путевок, проездных билетов, производство ремонтных, реставрационных, строительных и других работ [109]. Пленум Верховного Суда Украины в Постановлении от 7 октября 1994 года №12 "О судебной практике по делам о взяточничестве", п. 52 еще более широко трактует предмет взятки. Приведя сказанное в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда бывшего СССР, Постановление Пленума Верховного Суда Украины разъясняет, что в качестве взятки могут быть предоставлены и выгоды неимущественного характера: присвоение звания или степени, иной награды и др.
По нашему мнению, такое разъяснение высшей судебной инстанции Украины отражают