Ви є тут

Клініко-інструментальна характеристика гіпертрофії лівого шлуночка різного генезу ( у спортсменів, при гіпертонічній хворобі, гіпертрофічній кардіоміопатії).

Автор: 
СИСА ЛЮДМИЛА ВОЛОДИМИРІВНА
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U001844
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

2.1. Клиническая характеристика обследованных больных.

Основной контингент больных наблюдался нами в кардиоревматологическом центре г. Одессы, областном физкультурном диспансере и ЦГБ г. Белгород-Днестровский. Поставленные цели и задачи обусловили выбор соответствующего контингента.
При этом было исследовано 124 пациента с гипертрофией миокарда различной этиологии. Они составили основную группу, которая была разделена на три подгруппы: I - 32 спортсмена высокой квалификации (мастера спорта и спортсмены I-го разряда, 19-29 лет), занимающиеся легкой атлетикой, у которых при эхокардиографическом скрининге индекс массы миокарда левого желудочка превышал 134 г/м2 у мужчин и 110 г/м2 у женщин. Во вторую подгруппу вошли 68 лиц в возрасте 22-35 лет, страдающих ГБ II стадии. Длительность заболевания от 2 до 10 лет. Среди них 60 больных (90%) имели сердечную недостаточность I стадии, 8 человек (10%) - II-А стадии. Третью подгруппу сформировали больные ГКМП - 24 человека в возрасте 24-36 лет. Длительность заболевания от 3 до 12 лет. Все больные имели асимметричную форму ГКМП. Диагноз ГКМП и ГБ ставился на основополагающих критериях и руководствах ВОЗ [30].
Диагноз ГКМП во всех случаях был подтвержден с помощью эхокардиографии, при которой учитывались следующие признаки: асимметричность или тотальность поражения межжелудочковой перегородки, ее гипокинез и утолщение (от 15 мм до 22мм), уменьшение размеров полости левого желудочка, умеренное расширение левого предсердия (у части больных). С помощью метода секторального сканирования определяли вариант гипертрофии межжелудочковой перегородки. При этом нами были условно выделены три варианта ее гипертрофии: базальная (верхней трети), средней трети и диффузная или тотальная. Так, 5 больных (22,6%) имели базальную гипертрофию, 7 больных (28,3%) - средней трети, а 12 больных (49,1%) имели тотальную гипертрофию межжелудочковой перегородки. Сердечную недостаточность I стадии имели 22 больных ГКМП (92%). При эхокардиографическом обследовании ни у кого из больных ГКМП не был выявлен градиент давления в выносящем тракте ни в покое, ни после нагрузки. Больные гипертонической болезнью и гипертрофической кардиомиопатией получали базисную терапию, состоящую из ? - блокаторов и антагонистов ангиотензинпревращяющего фермента в дозировках индивидуально для каждого больного в зависимости от степени тяжести заболевания. В дни проведения инструментальных обследований терапия в данных группах больных отменялась.
Также во всех группах были обследованы родственники I-III степени родства: 170 родственников в группе спортсменов, 230 родственников в группе больных ГБ и 141 родственник у больных ГКМП.
Контрольную группу составили 20 практически здоровых лиц, сопоставимых по возрасту и полу, у которых ИММЛЖ не превышал норму.
Популяционное исследование распределения антигенов системы HLA было проведено у 594 здоровых лиц, проживающих на территории южных регионов Украины методом случайной выборки. Из исследования исключались лица с сердечно-сосудистой патологией и достоверной ГЛЖ любого генеза.
Во всех исследуемых группах проводились медико - и иммуногенетические исследования, оценивались изменения гемодинамики, проводилось Холтеровское ЭКГ мониторирование и изучение поздних потенциалов желудочков, переносимости физической нагрузки, изменений показателей метаболизма и кислотно-щелочного равновесия, состояния ПОЛ и антирадикальной защиты.

2.2. Методы исследования.

Клинико-генеалогическое исследование.
С целью изучения роли наследственности в возникновении гипертрофии миокарда у обследуемых групп проводилось популяционное и клинико-генеалогическое исследование [46]. Генеалогическое исследование семей выявленных больных с ГЛЖ заключалось в определении специфического внутрисемейного накопления патологического фенотипа в разных поколениях по отношению к частоте в популяции в целом [25].
Для объективной оценки семейного накопления фенотипа ГЛЖ служил коэффициент специфического внутрисемейного накопления патологического признака (КВСН), который вычислялся по формуле:
, (2.1)
где g - частота порока в семье в различных поколениях,
P - популяционная частота порока.
Коэффициент К считался достоверным, если его величина превышала 20 [25].
Характер наследования гипертрофии ЛЖ у спортсменов, больных ГБ и при ГКМП, а также уровень пенетратности соответствующего гена определяли при помощи метода определения типа наследования при неполной генеалогической информации [25]. Для определения характера наследования признака и пенетратности соответствующего гена в конкретной популяции, с применением предложенных показателей Ng (наследственность по доминантному типу) и Np (по рецессивному типу), вероятностей семейных ассоциаций, достаточно знать частоту признака в популяции, число больных детей в семьях, в которых хотя бы один из родителей болен, и отдельно - в которых родители здоровы.
Вычислялось наблюдаемое число отношений семейных ассоциаций - отношение числа больных детей у здоровых родителей к числу больных детей у больных родителей. В соответствующих таблицах отыскивалось значение Np (для рецессивного типа) наследования и для доминантного типа наследования, при данном уровне заболеваемости, наиболее приближающееся к наблюдаемому N , что позволяло оценить тип наследования и пенетратность - П.
Если значения Ng и Np одинаково приближались к N, то был использован другой показатель - Д, что требовало сведений о демографической структуре популяции.
Иммуногенетические исследования.
HLA-типирование проводилось с использованием микролимфоцитотоксического теста по P. Terasaki [25]. В основе метода - реакция антителзависимой цитотоксичности в присутствии комплемента. Если на лимфоцитах исследованно