Ви є тут

Підготовка майбутніх педагогів до роботи з дезадаптованими дітьми молодшого шкільного віку

Автор: 
Пономарьова Олена Юріївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U003257
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел II. Психолого-педагогическая готовность педагогов начальной школы к работе с дезадаптированными детьми

2.1. Роль учителя начальной школы в раннем выявлении
дезадаптации у детей
(1 этап констатирующего эксперимента)
Как мы убедились, анализируя литературу по проблеме школьной дезадаптации, чрезвычайно важна роль учителя в раннем выявлении, коррекции и компенсации проявлений школьной дезадаптации, в умении предупреждать их появление для дальнейшего развития личности ученика. Для этого педагогу необходимо хорошо ориентироваться во всём многообразии аспектов данного процесса.
Для каждого ребёнка, который приходит в школу - это, прежде всего, встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе всё, что связано с учением: отношения, ли с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью. Эта встреча может помочь ребёнку стать хорошим учеником, обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем. Но произойдёт это только в том случае, если учитель увидит в каждом ребёнке уникальную личность, будет с этим считаться, сможет компетентно и своевременно решать те или иные проблемы ученика, возникающие в процессе обучения и воспитания.
С целью выявления распространённости школьной дезадаптации среди учащихся было проведено пилотажное исследование (первый этап исследования), в котором приняли участие учителя начальных классов трёх школ г. Ялта (65 чел). В данных классах обучается 635 детей (300 учащихся из общеобразовательной школы №11, 210 - из общеобразовательной школы №9, 125 учащихся из общеобразовательной школы №13). Исследование включало: интервью с классными руководителями, заместителями директоров начальных классов школы по учебно-воспитательной работе; анкетирование учителей начальных классов; изучение классных журналов, медицинских карт здоровья учеников.
Учительские анкеты содержали сведения об учениках, у которых наблюдаются симптомы дезадаптации. Процедура сбора эмпирических данных о дезадаптированных детях носила комплексный характер. В ходе интервью выявлено, что сегодняшнюю ситуацию в младших классах учителя характеризуют как критическую, используя в основном такие выражения, как: "дети абсолютно не подготовлены к школе", "очень слабые", "мало физически здоровых детей", "никакой дисциплины на уроке" и т.п. Все опрошенные респонденты отмечали, что родители учащихся очень отличаются от предыдущих поколений, т.е. современные родители перестали интересоваться школьной жизнью своего ребёнка, очень мало уделяют внимания общению с ним, редко посещают школу. Учителям стало трудно осуществлять одну из основных задач школы - обучать детей (давать им знания, формировать умения и навыки).
Анкета включала перечень симптомов указывающих на наличие у ребёнка дезадаптации (см. приложение 1). Отвечая на вопросы анкеты, учителя должны были указать: общее количество детей в их классе, отметить количество детей, у которых наблюдаются те или иные трудности в обучении, поведении. По результатам опроса было отмечено наличие симптомов дезадаптации у 49,9% учащихся. Полученные данные совпадают с данными диссертационного исследования в этой области Дзюбко Л.В., которая изучала распространённость дезадаптации среди учащихся общеобразовательных школ г. Киева [92]. По данным автора, из 2168 учащихся дезадаптированными оказалось 1120, что составляет 52%. Таким образом, распространённость дезадаптации среди школьников г. Ялта примерно одинакова с распространённостью данного явления среди школьников г. Киева, что свидетельствует о чрезмерной актуальности решения данной проблемы.
Анализ анкет позволил установить, что наиболее распространёнными проявлениями дезадаптации среди детей младшего школьного возраста являются: трудности в овладении учебной деятельностью, несформированность мотивации обучения (12% детей); снижение интереса к учёбе, хроническое отсутствие любознательности, нестабильность в учебных успехах (15,4%); неспособность к саморегуляции поведения и деятельности (28,8%), гиперактивность (17,3%), чрезмерная медлительность (11,5%), неорганизованность, неусидчивость, невнимательность (14,8%), импульсивность (13,2%), забывчивость (8,9%).
Кроме того, затрудняют учебную деятельность младших школьников такие проблемы, как неумение приспособиться к темпу школьной жизни, заторможенность, вялость, быстрое утомление детей (14,2%). Немалую роль в успешности адаптации к школе играют индивидуальные особенности детей. Наличие таких негативных личностных качеств, как агрессивность, конфликтность (11%), небрежность, неряшливость в одежде (8,7%) и т.п порождает проблемы в общении, которые также приводят к возникновению симптомов дезадаптации: отстранённость от других (6%), неадекватная самооценка (13,4%), чрезмерная ранимость (10,8%), высокий уровень тревожности (9,1%). Учителями отмечается также наличие у детей таких симптомов, как постоянные страхи, ощущение собственной неполноценности, неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность в принятии решений, злопамятность, упрямство, обострённое реагирование на складывающуюся ситуацию, неумение строить адекватные ролевые отношения с учителем и одноклассниками и др.
Учителя отмечают также существенную роль семьи в возникновении трудностей в обучении младших школьников. На их взгляд, более чем 45% учеников начальной школы требуют постоянного контроля и помощи родителей при выполнении домашнего задания. Все респонденты пилотажного исследования отмечают влияние неблагоприятной семейной ситуации на детей. Родители не занимаются детьми и все свои функции переложили на школу - таков главный тезис опрошенных учителей.
Таким образом, школьная дезадаптация, как мы видим из анализа результатов пилотажного исследования - распространённое явление, распространённость дезадаптации среди учащихся начальных классов очень большая - 49,9% от общего числа учащихся в исследуемых школах и оно может иметь негативные последствия для дальнейшей успешности в обучении, для общей социально