Ви є тут

Монастирі Слобідської України другої половини XVII - початку ХХ століть як історико-культурне явище.

Автор: 
Смоліна Ольга Олегівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U003160
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МОНАСТЫРИ СЛОБОДСКОЙ УКРАИНЫ
КАК ЦЕНТРЫ ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ
2.1. Динамика развития монастырских комплексов Слобожанщины в контексте историко-культурных процессов в регионе

Понять образ и место обители в культурном ландшафте позволяет изучение ее окружения: пространства природного, этнического, социального. Все эти факторы, являясь формами культуротворческой деятельности человека, имеют определенную степень исторической обусловленности. Поэтому, для анализа характерных мировоззренческих представлений, ценностей, идеалов и жизненных традиций как важных составляющих монастырской культуры, необходимо проследить исторические обстоятельства формирования монастырских комплексов через призму национальной культуры.

2.1.1. Пути формирования монастырских ансамблей на Слободской Украине в XVII - XVIII веках. Процесс возникновения православных монастырей на территории Слободской Украины стоит в тесной зависимости от условий и путей колонизации этого края. Начало его приходится на казацко-гетманский период в истории украинской культуры, доминантой которого выступает влияние казачества, занимавшего господствующее положение во всех сферах жизни украинского общества.
Как известно, заселение Слобожанщины во второй половине XVI - XVII веках осуществлялось в двух направлениях: с юго-запада, с Правобережной Украины и с севера - из Московского государства. Поток переселенцев с западных областей Украины усилился во второй половине XVII века и именно на этот период приходится время основания большинства слобожанских монастырей.
Причинами миграции на восток украинского населения являлись:
а) дискриминационная политика панской Польши, захват ею украинских земель;
б) постоянная агрессия со стороны Крымского ханства и Турции;
в) усиление господствующими слоями общества социального, национального и религиозного гнета;
г) поиск новых земель, наделенных значительными природными богатствами.
Что касается переселенцев из Московского государства, то не много находилось желающих оставить относительно спокойные области и переселиться в "край опасный", поэтому поток эмигрантов с севера был значительно меньшим. Д.И.Багалей расценивал российскую колонизацию Слобожанщины как правительственную, служилую, а украинскую - как народную [7, с.239].
Важным фактором в деле колонизации региона было строительство монастырей (табл. А. 2; 3). До середины XVII века на данной территории существовал лишь один монастырь - Святогорский Успенский на правом берегу реки Северский Донец. Точная дата его основания не установлена, а наиболее ранний архивный материал, свидетельствующий о существовании пещерного монастыря в меловой горе, относится к 1624 году - это жалованная грамота царя Михаила Федоровича [170, с.10]. В то же время само название этой местности "Святые горы" упоминается в летописях, повествованиях современников с XVI века, а именно в 1526, 1555, 1571 годах [44, с.17].
История Святогорского монастыря интересовала исследователей, любителей древности, представителей духовенства уже в XIX веке. Тогда же ими было выдвинуто несколько версий о времени возникновения Святогорского монастыря и его первых насельниках:
а) основателями обители считаются монахи Киево-Печерской лавры, бежавшие в Святогорье в середине XIII века после монголо-татарского нашествия;
б) Святогорский монастырь обязан своим основанием монахам Святой горы Афон, удалившимся в эти места от религиозных гонений в середине XV века;
в) первые безвестные обитатели монастыря лишь возобновили в начале XVII века пещеры в меловой скале, имеющие более древнее происхождение [44, с.9-13].
Исследования, проведенные рядом историков в ХХ веке [44, с.9-13], не дали научного подтверждения ни одной из этих версий. В 1988-1991 годах археологами Э.Е.Кравченко и М.Л.Швецовым были проведены раскопки у села Маяки Славянского района Донецкой области (в непосредственной близости от Святогорского монастыря) [176, с.70, 77]. Собранный ими материал доказывает, что на указанной территории в XIII-XIV веках существовал ряд поселений, часть жителей которого исповедовала христианство по греческому обряду. Это является косвенной аргументацией в пользу мнения о возникновении культового очага (монастыря или отдельных поселений монахов-аскетов) в Святых горах в более ранний период. Все же наиболее обоснованным в настоящее время считается существование Святогорской обители с начала XVII века, а основателями его могли быть как выходцы из Московского государства, так и монахи одного из украинских монастырей. Само же название местности могло произойти от возможно существовавших здесь ранее начала XVII века одиночных обиталищ монахов-отшельников, и от впечатления, которое производила на путешественников необычайной красоты белая скала на берегу реки в окружении темного густого леса.
Следует подчеркнуть, что Святогорский монастырь, находясь далеко "на татарской стороне" и регулярно подвергаясь нападениям разбойников, уже в начале XVII века характеризуется тесными связями с Московским государством. В Белгороде и Валуйках монахи получали жалованье - "годовые руги" ржи, овса, воска, денежные суммы, отсюда же привозили иконы и церковную утварь, книги, а в Чугуеве монахам выдавали порох и свинец для защиты монастыря [170, с.10; 176, с.16]. О хозяйственных или иных связях с Киево-Печерской лаврой, как и другими украинскими монастырями, в этот период никаких сведений нет.
Согласно имеющимся данным можно предположить, что два монастыря Слободской Украины - Аркадиевская Рождества Богородицы пустынь и Вольновский Троицкий монастырь были основаны выходцами из Московии. Правительство Московского государства, стремясь укрепить и обезопасить от набегов татар свои южные границы, поощряло строительство монастырей и использовало их в качестве форпостов. Архиепископ Харьковский Филарет Гумилевский отмечал, что Аркадиевская пустынь, "после Святогорской первая по древности в крае" [221, с.217], была основана ранее середины XVII в