Ви є тут

Становлення й розвиток інтернатних закладів освіти в Криму (1920 - 2000 рр.).

Автор: 
Аблятипов Айдер Серверович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U003443
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел II. Система учебно-воспитательной и лечебно-реабилитационной работы в интернатных заведениях образования 912.1. Организация учебно-воспитательного процесса в интернатных заведениях образования 912.2. Лечебно-реабилитационная работа и социальная защита детей в интернатных заведениях образования 1292.3. Современное состояние и перспективы дальнейшего развития интернатных заведений образования157Выводы ко второму разделу 185Заключение 187Список использованных источников194Приложения 222
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Социально-экономические и культурные процессы, происходящие в Украине в последнее десятилетие, непосредственно касаются и сферы образования. Время поставило перед государством новые образовательные требования, реализация которых нашла отражение в законах Украины "Об образовании", "Об общем среднем образовании", "О дошкольном образовании", "Об охране детства", государственных программах "Освіта" (Україна XXI століття), "Дети Украины", Национальной доктрине развития образования Украины в ХХI столетии. Названными основополагающими документами законодательно закреплены прогрессивные изменения, которые произошли в образовательной политике в период становления независимой украинской государственности, и одновременно намечены новые задачи по дальнейшему развитию системы образования.
Ответственность государства и общества возрастает, когда речь идет об обучении, воспитании и содержании социально незащищенных детей. Многогранность и сложность задач, стоящих сегодня перед обществом (обнищание народа, резкое увеличение заболеваний среди детей, социальное сиротство, беспризорность, рост детской преступности), требуют от органов образования, педагогической науки новых нестандартных подходов к решению проблем обучения, воспитания, оздоровления, социальной защиты и материального обеспечения данной категории детей и подростков. В этих условиях нуждается в развитии и совершенствовании материально-техническая база, учебно-воспитательный процесс, лечебно-реабилитационная работа, социальная защита в интернатных заведениях образования, являющихся важной составной частью системы общественного воспитания детей,
.
Оптимизация деятельности интернатных заведений образования на современном этапе возможна только на основе тщательного изучения исторического опыта. Совершенно очевидно, что особую актуальность в связи с этим приобретают исследования деятельности воспитательно-образовательных учреждений данного типа в историческом аспекте.
Интернатные заведения образования всегда играли и играют особо важную роль в развитии педагогической теории и практики. Изучение их деятельности поможет проследить, в какой мере получали практическое решение актуальные проблемы обучения, воспитания, организации досуга и быта социально незащищенных детей. С другой стороны, исторический анализ даст возможность выяснить, что нового, ценного было впервые выработано интернатными заведениями для обогащения педагогической теории.
Изучение перечисленных проблем имеет теоретическое и практическое значение для современной школы и педагогики, способствует пониманию роли интернатных заведений в дальнейшем совершенствовании системы общественного воспитания детей.
Настоящее исследование проведено на основе анализа деятельности интернатных заведений образования Крыма в 1920 - 2000 гг. Именно в этот период разрабатывались важные проблемы обучения, воспитания, трудовой подготовки детей, были воплощены в жизнь конкретные мероприятия по укреплению материально-технической базы, улучшению состава руководящих и педагогических работников, совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Особую актуальность имели вопросы органического соединения общеобразовательного, политехнического образования и трудового воспитания, формирования содержания образования, обоснования форм, методов обучения и воспитания, определения системы производственного обучения, улучшения лечебно-реабилитационной работы и социальной защиты детей. Многие из отмеченных, а также другие вопросы в указанные годы нашли оригинальное решение, что, безусловно, важно для улучшения и совершенствования работы интернатных заведений на современном этапе.
Анализ научной литературы по данной проблеме свидетельствует о недостаточной ее разработке.
Теоретические и методические основы деятельности интернатных заведений отражены в трудах отечественных ученых А. Бондаря, В. Демиденко, И. Ерёменко, Б. Кобзаря, В. Покиданова, В. Слюсаренко, Н. Ярмаченко, а также в работах российских авторов (В. Афанасьев, Г. Заликин, В. Ефремова, Е. Костяшкин, М. Рякин, М. Тайчинов и др.). Целый ряд диссертационных работ посвящен отдельным аспектам развития, совершенствования обучения и воспитания детей в интернатных заведениях (С. Болтивец, Г. Иваненко, Е. Постовойтов, В. Слюсаренко, В. Чугаевский и др.).
Публикаций, в которых дается историко-педагогический анализ деятельности интернатных заведений образования, значительно меньше. Отдельные аспекты исследуемой нами проблемы затрагиваются в фундаментальных историко-педагогических трудах Ф. Королева, З. Равкина, Т. Корнейчик, Н. Гончарова, Э. Моносзона и других, публикациях Н. Грищенко, Г. Задорожного, В. Сороки-Росинского, Н. Ярмаченко, посвященных истории советской школы и педагогической мысли.
В отечественных историко-педагогических изданиях 90-х гг. ХХ - начала ХХ1 столетия теория и практика деятельности интернатных заведений образования также изучена недостаточно. В обобщающих работах П. Дробязко, В. Липинского, В. Курило, О. Любара, М. Стельмаховича, Б. Ступарика, О. Сухомлинской, Д. Федоренко, в кандидатских диссертациях Н. Агафоновой, О. Быстрицкой, Я. Верменич, Л. Дудник, З. Палюх, И. Передерия, Л. Потаповой, М. Собчинской, Л. Тютюнник и др., исследовались преимущественно историко-педагогические аспекты идеи национальной школы, вопросы, связанные с украинизацией, особенностями украинской модели образования, тенденции развития украинской школы и педагоги