Ви є тут

Формування ефективної системи управління житлово-комунальним господарством у великих промислових центрах

Автор: 
Рибалка Олексій Терентійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U003450
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЖКХ
2.1. Проблемы полноты и структурной адекватности информационного отражения объекта управления

Приступая к анализу сложной социально-экономической системы, прежде всего, следует решить традиционную для всех уровней управления задачу - сформировать адекватную информационную базу, имея при этом в виду многоплановость роли информации в управленческом процессе. Ведь управление - это не только и не столько получение и восприятие информации, сколько её переработка и преобразование, составляющие суть принятия управленческих решений (подробнее об этом см. в [122]). Ничто иное, как переработка информации, по мнению А. Урсула, с которым согласен автор, "составляет информационное "ядро" управленческих процессов, делающих возможным принятие обоснованного управленческого решения как устранение неопределённости" [122, с. 77].
С этой точки зрения формирование информационной базы уже можно считать началом выработки управленческого решения. А поскольку по настоящему эффективным может быть только менеджмент, понимаемый как творческий процесс, начинаться этот процесс должен с такого же творческого отношения к отбору информации. При всей универсальности функций управления в каждом конкретном случае построение информационной базы должно соответствовать неповторимой специфике объекта управления и ситуации, в которой он находится.
Оперируя применительно к ЖКХ понятиями "отрасль" и "система", следует иметь в виду, что в рамках настоящего исследования под отраслью "жилищно-коммунальное хозяйство" понимается не совокупность предприятий определённой специализации, а сфера общественной жизни, где производятся и потребляются жилищно-коммунальные услуги. Понятно, что проблемы очерченной таким образом сферы не могут должным образом рассматриваться и решаться в традиционно понимаемых узкоотраслевых рамках. Производители жилищно-коммунальных услуг - это важнейшая, но лишь одна из составляющих сложной системы. Достижение внутриотраслевой сбалансированности совсем не означает установления гармоничных отношений вне производственных рамок. Поэтому не менее важным системным компонентом являются потребители, регулирующие структуры общегосударственного уровня, органы местного самоуправления. Определение роли последних в решении насущных проблем обозначенной сферы в масштабах крупного города и составляет задачу настоящего исследования. Её нельзя решить, замыкаясь на каком-либо одном элементе, игнорируя целостность системы.
Другими словами, необходим системный анализ отрасли. Именно он, по выражению Н. Кобринского позволяет "по имеющейся информации о характеристиках элементов системы (статичных, динамичных, вероятностных) и связях между ними выявить структуру и способ функционирования и развития системы" [46, с. 11]. Нельзя не согласиться с упомянутым автором и в том, что системный анализ не только необходим для последующего решения задач синтеза и управления, но "имеет определённое самостоятельное значение для динамики экономической системы, то есть для выявления и количественной оценки факторов, обусловливающих как положительные, так и отрицательные отношения в функционировании системы" [46, с. 12].
Необходимость системного подхода к управлению хозяйственным комплексом крупного города и его важнейшей составной части - ЖКХ признавалась и во времена отрицания реалий рыночной экономики [40]. Однако лишь с освобождением отечественной науки и практики от идеологии стало возможным изучать проблему во всей её объективной неоднородности и противоречивости. Как отмечал, изучая сложные динамические системы городского хозяйства, Дж. Форрестер, "поведение сложных систем находится в противоречии с нашими представлениями об этих системах... корректирующие действия, к которым сплошь и рядом прибегают руководители, побуждаемые неверно истолкованными показателями, могут быть необъективными или даже приводить к вредным для системы последствиями" [126, с. 24].
Оптимизация используемой в управлении информационной базы представляет собой отдельную и далеко не второстепенную задачу, не решив которую сложно рассчитывать на повышение эффективности управленческого процесса. Однако, в то же время необходимость оптимизации информации по объёму и содержанию не следует воспринимать как самоцель. Достижение информационного оптимума предполагает, кроме всего прочего, соблюдение основополагающих требований к информации в части:
1) полноты (отражение интересующих нас сторон изучаемого объекта);
2) адекватности (соответствие информационной структуре объекта управления);
3) оперативности (получение информации в сроки, позволяющие принять управленческое решение);
4) достоверности (отсутствие количественных расхождений между явлениями и отражающими их показателями).
Оптимизация информации имеет смысл только при условии, что она удовлетворяет перечисленным требованиям. При этом совершенно обоснованным относительно объёма анализируемой информации представляется предостережение Дж. Надлера и Ш. Хибино: "Бессистемное сгребание в кучу всего, что только можно узнать, - не только пустая трата времени, усилий и денег, но и угроза решению проблемы в целом. Вы можете оказаться попросту погребённым под лавиной никому не нужных и не поддающихся осмыслению деталей и подробностей. Короче говоря, "аналитический" подход может превратиться в "паралитический", произойдёт "паралич анализа" [66, с. 294].
Чтобы этого не произошло, необходимо чрезвычайно взвешенно подходить к формированию информационной базы, тщательно изучая и критически оценивая традиционно используемые для характеристики отрасли показатели, их приемлемость для целей эффективного управления. Другими словами речь идёт о преобразовании данных в информацию, понимая под таковой "данные, просеянные для конкретных моделей, проблем, целей и ситуаций" [63, с. 212].
Реализуя вполне обоснованный тезис о том, что "государственные институты призваны быть поставщиками полной и надёжной информации как общественного товара" [128],