Ви є тут

Особливості психічних порушень у дітей з хронічною тонзилогенною інтоксикацією.

Автор: 
Макаренко Світлана Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U001389
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе использовались клинико-психопатологический, экспериментально-психологический, клинико-катамнестический, микробиологический, иммунологический, электроэнцефалографический, статистический методы.
У всех обследованных больных изучалась структура психопатологических симптомов и синдромов. В основу сбора анамнеза и клинического описания обследованных детей были положены общепринятые в отечественной психиатрии схемы [16, 17, 138, 146]. Для объективизации полученных данных использовались клинико-психопатологические, клинические (соматические), экспериментально-психологические, микробиологические, статистические методы.
При синдромологической оценке индивидуальных клинических признаков также использовались заключения других специалистов (педиатра, невропатолога, оториноларинголога, кардиолога, иммунолога, психолога). На основании чего более глубоко изучались этиопатогенетические звенья описываемых психических нарушений.
Экспериментально-психологические методы исследования применялись наряду с клиническим методом, так как они в наибольшей степени дополняют последний [51, 154, 164, 250]. Нарушения в различных сферах психической деятельности выявлялись общепринятыми экспериментально-психологическими методиками [15, 16, 58, 146]. Методики применились с учетом возрастных групп пациентов.
Для исследования внимания и фиксационной функции памяти использованы две психологические пробы: запоминание 10 слов и корректурная проба, позволяющие с достаточной достоверностью оценить состояние активного внимания и фиксационной функции памяти (запоминания, удержания и воспроизведения).
Корректурная проба выявляла степень концентрации и устойчивость внимания. Нами фиксировалось время выполнения пробы и количество ошибок, а в ряде случаев также количество знаков, просмотренных респондентом за каждые 60 секунд для исследования врабатываемости -истощаемости.
При обработке и обобщении полученных данных в каждой из сравниваемых групп усреднению подвергались количество ошибок и время выполнения задания. Для оценки корректурной пробы мы руководствовались тем, что лица из популяции условной нормы обычно выполняют ее за 6-8 минут, допуская до 14-16 ошибок.
Для обработки результатов корректурной пробы были использованы следующие численные показатели: уровень концентрации внимания, так называемый "индекс точности", который вычислялся путем деления числа проработанных испытуемым строк в квадрате на количество пропущенных ошибок. В нашем исследовании обследованные прорабатывали всю таблицу, поэтому количество строк (24 - у подростков) в квадрате было равно 576 - для подростков, а если учесть, что нормативное количество ошибок 16, то уровень концентрации внимания будет равен 100 для взрослой и 36 для подростковой групп. Эти показатели концентрации внимания мы считали эталонными.
Учитывался также показатель темпа выполнения задания, который был равен отношению количества проработанных знаков ко времени выполнения задания. Нормативные эталоны, с которыми сравнивались полученные в группах результаты, были получены аналогичным образом, тоесть 1200 (для подростков) к 6 (у подростков), что является условной нормой для выполнения пробы в минутах; они составили 200 знаков/минуту.
Память у детей дошкольного возраста оценивали с помощью методики "10 слов". Для проведения исследования использовался набор из 10 односложных или двухсложных слов, не связанных между собой по смыслу. Слова предъявлялись пять раз непосредственно во время эксперимента и один раз через час после исследования (отсроченное воспроизведение). В норме (хороший результат) при первом предъявлении ребенок воспроизводил пять-шесть слов, при третьем - восемь-десять. Отсроченное воспроизведение - семь-девять слов.
Объем внимания, темп психической деятельности, скорость ориентировочно-поисковых движений определялись методикой "Отыскивание чисел по таблицам Шульте". При проведении исследования испытуемому последовательно предлагалось 5 таблиц с изображенными на них в случайном порядке числами от 1 до 25. Фиксировалось время, затраченное на выполнение задания каждой таблицы. Анализ выполнения заданий по таблицам Шульте раскрывал особенности динамических характеристик психической деятельности. Психически здоровые дети в среднем тратят на выполнение одной таблицы от 30 до 50 секунд.
Уровень развития наглядно-действенного мышления у дошкольников определялся с помощью доски Сегена. Использовались несколько вариантов досок Сегена, которые по степени сложности и по порядку предъявления обозначены цифрами от 1 до 6. Ребенку предъявлялась доска с уложенными вкладками, которые затем высыпались на стол и перемешивались. Затем ребенку предлагалось вложить вкладки на место. Кроме обязательной регистрации общего времени, затраченного на выполнение задания, обращалось внимание на способы действий ребенка, характер ошибок, особенности моторики, активности.
Изучение логического мышления у детей дошкольного возраста проводилось с помощью методики "Последовательность событий". Серия из пяти картинок предъявлялась в неполном виде (без пятой картинки) со следующей инструкцией: "Все эти картинки связаны между собой. Разложи их на столе по порядку так, чтобы было видно, где начало и где конец, и придумай по ним рассказ". После выполнения этой части задания ребенку предъявлялась пятая картинка с просьбой определить ей место. При этом ребенок должен аргументировать свой выбор. Время, затрачиваемое на выполнение задания в норме составляет шесть-семь минут.
Особенности умственной работоспособности, темпа психической деятельности, способности к переключению активного внимания определялись с помощью методики "Счет по Крепелину". Детям предлагалось складывать попарно числа, напечатанные одно под другим и записывать полученные результаты под каждой парой. При предложении чисел учитывался класс обучения школьников. Ученикам начальной школы предлагались числа в пределах первого д