2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования владельцев автомобилей-олдтаймеров как социальной общности... 12
§ 1. Социальная общность как социологическое понятие 12
§ 2. Типология владельцев автомобилей-олдтаймеров в свете концепций социальной общности.................................35
Глава 2. Владельцы автомобилей-олдтаймеров в Москве: ха-
рактеристика социальной общности...............................62
§ 1. Схрдство объекта ценностного отношения как референтный признак исследуемой общности...............................62
г§_2. Особенности социальных связей владельцев автомобилей-олдтаймеров....................................................91
Заключение.............................................117
Список использованных источников и литературы..........122
Приложения.............................................132
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Число владельцев автомобилей в России стремительно растет. За 90-е годы россияне приобрели около 10 млн. легковых автомобилей. Согласно данным государственной статистики, с 1970 по 1998 г. число легковых автомобилей в личной собственности граждан возросло с 724 тыс. до 17 млн. 761 тыс. штук. Значение этих количественных изменений в аспекте социологии определяется тем, что приобретение и использование автомобилей существенно затрагивает образ жизни их владельцев. С таким интенсивным ростом показателей владения автосредствами происходят и качественные изменения социального плана, среди которых важное место занимают новые аспекты взаимодействия людей, формы группообразования и т. д. В ряду этих явлений стоит и формирование определенной общности владельцев ав-томобилей-олдтаймеров.
Олдтаймер (что в вольном переводе с английского означает «великовозрастный») — технически исправный автомобиль независимо от года выпуска, конструкция которого разработана в 60-е годы или ранее. Такие автомобили могут использоваться владельцами в обычном эксплуатационном режиме или находиться в коллекциях и участвовать только в специальных мероприятиях. Выделение олд-таймеров в отдельную группу, таким образом, не связано с их функциями передвижения, перевозки и т. д., которые свойственны любому автомобилю, а является следствием социальных причин, отражающих стремление владельцев этих машин к самовыражению в такой знаковой форме. В силу этого обстоятельства владельцы авто-
12
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОМОБИЛЕЙ-ОЛД1АЙМЕРОВ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ
§ 1. Социальная общность как социологическое понятие
Исследование совокупности лиц, владеющих автомобилями с особыми характеристиками, которые получили обобщенное название «олдтаймер». уже на начальной стадии показывает, что для них характерны некоторые общие черты социального облика: их нечто связывает по аналогии с известным выражением о рыбаках («Рыбак рыбака видит издалека»). В то же время связь этих людей имеет очень малую степень формализации, социальные контакты чаще всего слабы и нерегулярны, на поверхности, в повседневной жизни они почти неразличимы со стороны. Во всяком случае, им не придается большой роли в общественном мнении (в силу как раз их незаметности).
Эти обстоятельства определяют, во-первых, большое значение проработки теоретико-методологических оснований исследований данного образования как социальной общности. В отечественной социологии с начала 90-х годов XX века получило определенное признание положение, изложенное крупным российским социологом В. А. Ядовым (тогда директором Института социологии РАН) в программной статье о предмете социологии: «Выделение социальной общности в качестве центрального звена в предметной области социологии наилучшим образом отвечает сегодняшнему социальному
13
запросу, объективному общественному требованию анализа субъекта общественных преобразований, его интереса и потребностей»1. Всякое продвижение в понимании социальной общности, следовательно, имеет тесную связь с потребностями теории и практики социологических исследований. Во-вторых, изучение каждой из общностей, по каким бы основаниям они не выявлялись, важно для лучшего представления о социальной структуре современного российского общества. В условиях переходного общества недостаточны представления о социальной структуре, основывающиеся на социально-экономической дифференциации. Возникновение новых социальных общностей стало одним из важных предметов исследования в современной отечественной социологии. Это прежде всего касается таких общностей, как фермеры, банкиры, предприниматели, «челноки», бездомные, безработные и другие группы, становление социального облика и общественных функций которых приходится на конец 80-х — 90-е годы XX века2. Но заслуживают внимания и другие социальные образования — возможно, малозначимые для социально-экономического и политического развития общества, но, во-первых, включенные в социокультурную картину и, во-вторых, несущие на себе следы общесоциальных процессов, выступающие как их индикаторы. К таким образованиям относится и исследуемая нами общность.
Прежде всего в теоретико-методологическом плане необходимо определить, в каком смысле о владельцах автомобилей-олд-таймеров можно говорить как о социальной общности. В этой связи
1 Ядов В А Размышления о предмете социологии // Социол. исследования — 1990 — №2. —С. 14
2 См.: Социология в России — 2-е изд., перераб. и доп. /Под ред В. А Ядова — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. — С 92.
- Київ+380960830922