Содержание
Введение.........................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования формирования послевузовского дополнительного профессионального образования
1.1 Концептуальные основы исследования послевузовского дополнительного профессионального образования...............................................10
1.2 Система непрерывного образования как условие современного общественного развития....................................................................28
1.3 Послевузовское дополнительное профессиональное образование как новый социальный институт.........................................................45
Глава 2. Развитие современных форм послевузовского дополнительного профессионального образования
2.1 Становление системы дополнительного профессионального образования в современных российских условиях..................................................70
2.2 Тенденции развития сектора коммерческих образовательных услуг................90
Глава 3. Качество обучения как условие развития системы послевузовского дополнительного профессионального образования
3.1 Оценка качества услуг образовательных учреждений послевузовского дополнительного профессионального образования...................................101
3.2 Образование взрослых в системе послевузовского дополнительного профессионального образования...................................................111
3.3 Мотивационная структура потребления образовательных услуг системы
послевузовского дополнительного профессионального образования...................121
Заключение.....................................................................133
Список используемой литературы..................................................137
Приложение 1....................................................................151
Приложение 2....................................................................154
Приложение 3....................................................................156
Приложение 4....................................................................161
2
Введение
Актуальность темы исследования
На рубеже ХХ-ХХ1 веков общество, государство, личность предъявляют к образованию принципиально новые требования. Последние годы перед Россией были поставлены серьезные проблемы. Основными из них можно считать становление «нового» типа управления. В процессе проведения многочисленных реформ во всех областях жизнедеятельности общества менялись правовые, экономические, политические, организационные аспекты взаимодействия людей. Наиболее остро эти перемены сказались на рынке труда, который был вынужден быстро подстраиваться под новые реалии реформенного периода.
Процессы глобализации и информатизации, захватившие все ведущие отрасли мирового рынка стали оказывать влияние и на отрасль образования. Наиболее яркий пример этому болонский процесс, задачей которого стоит организация единого образовательного пространства одновременно в нескольких странах, включая Россию.
На этом пути Россия столкнулась с проблемой несоответствия качества нынешней системы образования современным глобальным потребностям на рынке труда и в обществе в целом.
Реформы института образования, начавшиеся 15 лет назад до сих пор находится в процессе перестройки, попытки перехода на новую схему «образование через всю жизнь». Но, современный ритм жизни в сочетании с динамично меняющимися потребностями рынка труда приводят к необходимости быстрого и постоянного обновления профессиональных компетенций экономически активного населения. И здесь возникает серьезная проблема временных нестыковок. С одной стороны, реформа образования предполагает планомерное, взвешенное, системное преобразование, которое должно позволить обществу не оказаться в состоянии нехватки «адекватно» подготовленных специалистов для рынка труда и поддержания интеллектуальной образованности общества в целом. С другой стороны, вызовы глобализации не позволяют ждать окончания реформ и требуют постоянного поддержания нужного количества и должного качества подготовки специалистов на рабочих местах. В этой рассогласованности четко прослеживается ускорение социально-экономического и научно-технического прогресса, который каждый день оказывает все более революционизирующее воздействие на все стороны общественного производства, систему общественных отношений, на самого индивида.
В связи с этим возрастает спрос на образовательные услуги послевузовского дополнительного профессионального образования. Рынок труда нуждается в
3
так как он сочетает в себе невероятную гибкость с глобальным присутствием благодаря вновь появившимся сетевым связям.15
М. Кастсльс утверждает, что переход к «информационной эпохе» связан с появлением сетей, которые связывают между собой людей, институты и государства.
Воспользовавшись уже существующим термином «капитализм» М. Кастельс показывает, что нет существенного разрыва с предыдущими эпохами, есть более развитая сторона того же устройства. Появление сетевых компаний по всему миру, появление все тех же технологий в 1970-е годы всего лишь предопределили дальнейшее развитие. И сегодня уже сложно себе представить, что невозможно получить какую-либо важную информацию в течение долгого времени. Новые современные технологии, такие как интернет и электронная почта, оргтехника, бытовая техника естественным образом перераспределили занятость всех людей, использующих «новые» блага цивилизации. Вследствие этого наблюдается то, что Кастельс называл «информационный способ развития». Весь цивилизованный мир захвачен глобальными процессами, взаимосвязями, обязательствами. На сегодняшний день, пожалуй, нет такой области работы, в которой можно было бы пользоваться только «устаревшими» технологиями. Те организации, руководители, которые выбирают подобный путь, невольно проигрывают мировым глобальным тенденциям. Все это подтверждает увеличивающийся ритм жизни. И как неизбежное следствие развиваются потребности людей в повышении квалификации по иностранным языкам, чтобы оперативно потреблять все новые технологии и тенденции в интересующих их областях. Также повышается потребность в развитии своих аналитических, презентационных, управленческих навыков.
Послевузовское дополнительное профессиональное образование помогает в короткие сроки «залатать» пробелы и «держать руку на пульсе». То есть данная ступень образования дает возможность адаптации и компенсации знаний, навыков и умений, которых не хватает для выполнения необходимых должностных обязанностей в связи с изменяющимися реалиями.
М. Кастельс настаивает на том факте, что «мы вошли в новую эпоху сетевого общества, которое возникло из сращения капитализма и информационной революции».16 М. Кастельс говорит, о том, что сегодня в сетевом обществе наблюдается «дебюрократизация». То есть потребностью сегодняшнего общества являются информационные работники, «возмутители спокойствия», которые оперируют в сетях, заключают сделки по всему миру, которые работают над проектами, находят рыночные
15 Там.же. С. 13.
16 Там же. С. 40.
17
ниши, которые связаны с себе подобными в большей степени, чем с компанией, где они работают на временной работе.
Концепция М. Кастельса интересна в рамках настоящего исследования своим разворотом в сторону сферы занятости. М. Кастельс довольно обоснованно описывает новые потребности в «других» специалистах. Он считает, что в информационной эпохе выиграет тот, чья трудовая деятельность будет носить индивидуализированный характер, смогут проявлять гибкость в том, что он делает сегодня и что он собирается делать в будущем.
М. Кастсльс разделил экономику «нового» типа на две: информациональную и глобальную.17
Информациональная экономика — производительность и конкурентоспособность факторов или агентов в этой экономике зависят в первую очередь от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях.
Глобальная экономика — основные виды экономической деятельности, такие как производство, потребление, циркуляция товаров и услуг, а также их составляющие (капитал, труд, сырье, управление, информация) организуются в глобальном масштабе, непосредственно либо с использованием разветвленной сети, связывающей экономических агентов.
По утверждению М. Кастельса, принципиальное отличие информационнотехнологической революции от всех предыдущих состоит в том, что если прежние технологические революции надолго оставались на ограниченной территории, то новые информационные технологии почти мгновенно охватывают пространство всей планеты.
Подобные глобальные изменения во всем мире, неуклонно расширяют границы отдельных стран и рынок труда становится единым, мировым. Открытие сетевых, транснациональных компаний предполагает наличие определенного уровня специалистов, которые будут на них работать.
Единственным эффективным способом регулярного пополнения рынка труда «нужными» специалистами является «грамотное», систематическое формирование дополнительного профессионального образования, а вслед за налаживанием этого процесса переход на «непрерывное образование».
По словам М. Кастельса: «знание и информация стали главным сырьем современного производственного процесса, а образование — основным качественным показателем труда, [а потому] новыми производителями при информационном
17 Там же.
18
- Київ+380960830922