Ви є тут

Неполная семья как институт социализации детей : на примере Республики Калмыкия

Автор: 
Нусхаева Байрта Басанговна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
277959
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение................................................................3
Глава 1. Социализация детей как социальная проблема
1.1. Теории социализации в отечественном и зарубежном обществоведении........................................................13
1.2. Сущность и содержание социализации детей..........................34
1.3. Семья в системе институтов социализации детей.....................45
Глава 2. Особенности социализации детей в неполной семье
2.1. Семья и брак у калмыков: традиции и современность.................67
2.2. Экономическое положение неполной семьи как фактор социализации детей..................................................................86
2.3. Родители как агенты социализации детей............................97
2.4 Особенности личностного становления подростков из неполной
семьи.................................................................117
Заключение.......................................'....................130
Литература.......................................................... 133
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Социально-экономические изменения последних десятилетий существенным образом повлияли на все стороны жизни общества. Одно из главных последствий реформ - обострение социальных проблем и ухудшение положения российской семьи. Новые условия диктовали иные цели и содержание семейного воспитания детей, к которым семья не была готова. По мнению многих ученых, принципиальной чертой трансформационного процесса России является его стихийный характер, который объясняет сложности в формировании новых воспитательных стратегий. Эти изменения усугубляются проблемой преемственности поколений. Невостребованный жизненный опыт старшего поколения на фоне стремительного развития современных технологий усложняет проблему взаимодействия родителей и детей. Описывая эту ситуацию, М.Мид называет данный тин культуры префигуративным1. В результате снижается эффективность реализации семьей функции социализации и воспитания детей.
Исследования 90-х годов показывают, что главенствующей проблемой для российской семьи в этот период стала проблема экономического выживания детей и взрослых, в связи с чем проблема воспитания отодвигалась на второй план. Рост экономических проблем зафиксирован в ряде исследований, посвященных анализу бедности в стране. Исследования подтверждают, что в городах и регионах за последние годы увеличилось число людей, оказавшихся за чертой бедности2. В настоящее время отмечаются некоторые позитивные сдвиги, хотя исследователи отмечают, что в стране велика доля людей, не удовлетворенных своим материальным положением3. Таким образом, реализация семьей функции социализации и
1 Мид М. Культура и мир детства /Пер. с англ. Ю.А.Ассева. - М., 1988.
2 Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Богатство и бедность в представлениях россиян //Социологические исследования. - 2004. - № 3. С19.
3 Козырева П.М. Процессы адаптации и эволюция социального самочувствия россиян на рубеже ХХ-ХХ1 веков. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2004. С. 72
3
Э.Дюркгейм находит значение индивидуальной реальности как вторичной. Социальное безраздельно господствует над индивидуальным: «коллективные представления» - над индивидуальными, «коллективное сознание» - над индивидуальным» и т.п.1 Именно общество, по мнению
Э.Дюркгейма, нуждающееся в воспроизводстве, определяет потребность в тех или иных качествах личности, определенных членов, специалистов: общество «конструирует этот тип и конструирует его сообразно своим потребностям».2 Общество задает идеал, портрет, социальный заказ и отражает особенности социальной организации. Человек, «индивидуальное существо», эгоистичное и асоциальное по рождению должно стать «социальным существом», способным вести социальную и нравственную жизнь, в этом смысл воспитания. Сохранение разнообразия общества, которое определяется индивидуальностью ее членов, с одной стороны, и дифференциация и специализация, необходимая для функционирования общества, с другой стороны, являются двумя аспектами «целенаправленной социализации молодого поколения».3
Социализация по представлению французского социолога обеспечивает воспроизводство общества, осуществляя подготовку новых его членов, необходимых для стабильного функционирования общества.
Как видно, в первых работах, описывающих процесс социализации, предлагается объяснение этого процесса с точки зрения влияния общества (коллективного) на становление индивида, как члена общества.
Дальнейшее осмысление процесса социализации в социологической науке происходит в русле основных теорий. Наибольший интерес представляют интерпретации социализации и созданные модели в рамках структурного функционализма, символического интеракционизма и поведенческого подхода.
1 Гофман Л.Б. Семь лекция по истории социологии.: Учебное пособие для вузов. 5-е изд. М: Книжный дом «Университет», 2001. С. 172.
2 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. Пер. с фр., сост-ие послесловие и примечание А.Б.Гофмана. - М: Канон, 1995. С. 252.
3 Там же, С. 254.
15
Структурный функционализм представляет социализацию как интериоризацию ценностно-нормативного комплекса системы во внутреннюю систему личности. Структурный функционализм ассоциируется с именем его основоположника Толкотта Парсонса.
Толкотт Парсонс рассматривал социализацию как способ сохранения равновесия системы. При анализе социальных систем он большое значение придавал вопросу отношения социальной системы и системы личности. Это отношение, результатом которого для общества является постоянное его воспроизведение, а для личности - становление членом социального сообщества, определяется как социализация. Содержанием социализации в данном случае является усвоение, развитие и утверждение в процессе жизненного цикла адекватной мотивации для участия в социально значимых и контролируемых образцах действия.1 Отношения между системой и личностью опосредуются через потребностные диспозиции («важнейшие элементы мотивации к действию»), которые в отличие от побуждений имеют не биологическую основу, а приобретаются.
Т.Парсонс различал три типа потребностных диспозиций.
Первый тип побуждает агентов к поиску в социальных отношениях любви, одобрения и т.п.
Второй тип включает усвоенные ценности, склоняющие агентов соблюдать различные культурные нормы.
К третьему относятся ролевые ожидания, благодаря которым агенты дают и получают адекватные ответы.2
Социализация обеспечивает переход ценностно-значимых образцов культуры в нормативные ориентации индивида. Один из важных вопросов при анализе социализации является, каким образом нормы и ценности системы передаются в рамках этой системы акторам. Интеграция личностных систем «нового персонала» в социальную систему происходит
1 Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. /Американская социологическая мысль. Тексты. / Под ред. В.И.Добренькова. - М.: Изд. Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. С.503.
2 Ритцер Дж. Современные социологические теории.5-е изд. - СПб.: Питер, 2002. С. 127.
16