СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы формирования статуса предпринимателя малого бизнеса
1.1 Предпринимательская деятельность как объект социологического анализа
1.2 Влияние специфики российского малого бизнеса на социальный статус предпринимателя
1.3 Статус предпринимателя малого бизнеса в условиях социальной мобильности современного российского общества
ГЛАВА 2. Взаимодействие общественного мнения и социального статуса предпринимателя в процессе его формирования
2.1 Общественное мнение как фактор формирования социального статуса предпринимателя
2.2 Стратификационный статус предпринимателя малого бизнеса в самооценочном контексте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИМЕЧАНИЯ
БИБЛИОГРАФИЯ
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Отечественная социология, а также мировой опыт социальных исследований традиционно разрабатывают тематику социальных инноваций, которые определяют вектор поступательного развития человечества, общества, социальной группы. От научного осознания сущности социальной инновации зависит то, насколько рационально подойдет общество к вновь открывающимся перспективам своего развития. Одним из наиболее распространенных видов инновационной деятельности является предпринимательство, социальноорганизованный опыт которого в новейшее время в России составляет немногим более 10 лет. Это обстоятельство дает возможность не только обобщить существенные массивы данных, но и обосновать вполне оформившиеся тенденции, а также проверить правильность научных предположений относительно социальной роли предпринимательства, которые были сформулированы учеными в начале 90-х годов.
Предпринимательство как форма социальной инновации имеет такое значение, которое выходит далеко за пределы экономической жизни общества. Оно оказывает влияние на всю социальную структуру и направленность её эволюции потому, что по своему функциональному предназначению предпринимательство сопоставимо с таким видом социального новаторства как изобретательство или совершение научных открытий. Все эти виды новаторства влекут за собой радикальные социальные изменения, в том числе - социальные революции. Всегда выступая как острый и актуальный, вопрос о предпринимательстве приобрел в наше время особое значение в силу того, что технологии социального взаимодействия передовых стран, на которые ориентируется современное российское общество, за время разнообразных социальных экспериментов, осуществленных в России в течение 20 века, ушли далеко
14
Реформации сформировалась новая протестантская этика. Упорный труд и успех, понимаемый как эффективное функционирование капитала, честная торговля и высокая мораль - те главные ценности протестантизма, которые послужили питательной почвой для роста капитализма. Согласно религиозному учению протестантизма, предприниматель является, прежде всего, руководителем, для чего бог и наделил его всеми необходимыми качествами. Рациональная предпринимательская деятельность, отмечал М. Вебер, вполне отвечает божественному промыслу, следовательно, капиталист вполне может стремиться к получению максимальной прибыли, не испытывая чувства вины2. Во второй половине 19 - начале 20 вв. в общественной системе статус предпринимателя просматривался довольно четко. Наряду с общими чертами, присущими предпринимателям как социальной группе, появился стереотип наиболее успешного предпринимателя. Его прообразом были Г. Форд, А. Крупп, А. Тиссен,
В. Сименс. Это были, по сути, герои-одиночки, «капитаны бизнеса», отличающиеся дерзостью замыслов, агрессивностью, страстностью, готовностью к риску.
В США экономическая социология достигла наибольшего развития в концепциях индустриальной социологии Э. Мэйо, Д. Макгрегора, Ф. Херцберга, которые стали основой более поздней концепции Т. Парсонса и Н. Смэлсера «Экономика и общество» («Economy and society»). В России, в силу противоречивой специфики хозяйственных отношений, интерес к экономической социологии был сформирован практически с момента отечественной институционализации данной науки. В частности, М.М. Ковалевский, разрабатывая в своей фундаментальной трехтомной работе «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» идею об обусловленности экономического развития социальными факторами, утверждал, что «...хозяйственные явления,
15
изучаемые политической экономией, получают надлежащее освещение только от социологии»3. Неразрывную связь экономических и иных социальных отношений показал П.Б. Струве в работе «Хозяйство и цена»,
С.Н. Булгаков в труде «Философия хозяйства», последователем этой идеи был выдающийся отечественный экономист Н.Д. Кондратьев («Основные проблемы экономической статики и динамики»).
Авторство современных фундаментальных исследований отечественной экономической социологии принадлежит Л.А. Гордону, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслову, В.Я. Ельмееву, Г.В. Осипову, Р.В. Рыбкиной, В.В. Радаеву, В.А. Ядову. Новейшие проблемы экономической социологии отражены в работах A.B. Дорина, Д.С. Климентьева, JI.H. Панковой, Г.Н. Соколовой. Современная российская социологическая периодика, отражая актуальные социально-экономические потребности, на протяжении последних 10 лет достаточно часто обращается не только к общим проблемам экономической социологии, но и к проблеме предпринимательства. Ежегодно в журнале «Социологические исследования» публикуется ряд материалов по этой тематике, всесторонне рассматривается феномен предпринимательства в современном российском обществе. Несмотря на это, единого системного подхода в его теоретическом осмыслении, в силу значимых противоречивых тенденций, еще не сложилось.
Диссертационное исследование ориентировано на раскрытие вопроса о том, что из себя представляет социальный статус предпринимателя малого бизнеса, так как фигура такого участника социального процесса в настоящее время является наиболее противоречивой, учитывая ту роль, которую уже сыграли представители малого бизнеса в развитии рыночных отношений и ту, которую им предстоит играть в условиях роста тенденций монополизации экономики.
- Київ+380960830922