Ви є тут

Социализация молодежи в пореформенном российском обществе: аспекты формирования гражданских качеств

Автор: 
Гнутов Александр Борисович
Тип роботи: 
аспекты формирования гражданских качеств
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
158
Артикул:
192000
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................3
Глава I. Социальный контекст гражданской социализации молодежи в современном российском обществе...........................17
1. Состояние институтов семьи и образования как основных агентов гражданской социализации....................................17
2. Социальная трансформация как фактор дисфункциональности гражданской социализации....................................33
3. Дсидеологизация общества: влияние на формирование гражданских ценностей и аффиляций.......................................52
Глава II. Специфика гражданской социализации российской молодежи и пути повышения ее эффективности...........................72
1. Содержание процесса гражданской социализации в современной России......................................................72
2. Специфика дисфункций гражданской социализации молодежи в российском обществе.........................................88
3. Перспективы и стратегии обеспечения эффективности гражданской социализации молодого поколения..............119
Заключение..........................................................140
Список литературы...................................................147
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное российское общество характеризуется сложной ситуацией в области формирования гражданских качестсв подрастающего поколения. Более десяти лет пореформенной действительности в условиях нарастающего кризиса семьи и образования как основных агентов социализации, идеологического вакуума и активного навязывания СМИ стандартов потребительства и массовой культуры, дискредитированности старых культурных моделей, ассоциируемых с патриотизмом и гражданственностью, роста индивидуализма и отчуждения от государства, социальной разобщенности создали социокультурный контекст, осложняющий процесс гражданской социализации. В обществе не выработана адекватная его новому состоянию адекватная концепция гражданственности, соответствующие ценности, зачастую, в массовом сознании ассоциируются с содержанием гражданских и патриотических представлений советского периода или с диссидентством как культурной моделью.
В силу перечисленных факторов гражданская социализация молодого поколения современных россиян не может быть достаточно эффективной, и в настоящее время становятся очевидными последствия ее отклоняющегося характера: значительная часть молодежи, достигая психологической и
социальной зрелости, остается практически индифферентной в гражданском и политическом плане, представителями «поколения пепси», не дорожащими
3
В деятельности системы образования также имеются существенные моменты, являющиеся фактором дисфункциональное™ социализации, в том числе, отклонения от нормы в отношении правящей элиты и государства к потребностям и целям системы образования. В условиях социальной неопределенности, в частности, при резком неравенстве возможностей реализации жизненных потребностей, способностей и целей, система гражданской социализации молодежи дает сбои, нарастает ее дисфункциональность.
5. В современном российском обществе сложился дисфункциональный тип гражданской социализации молодежи, характеризующийся превалированием стихийной составляющей социализации, что влечет за собой сокращение объема воспроизводства гражданских ценностей при сопутствующем расширенном формировании как индивидуально-достижительных, так и нигилистических, криминогенных личностных ориентаций. Это способствует закреплению и расширенному воспроизводству атмосферы социальной неопределенности, аномии и риска в обществе, является фактором социальной дестабилизации и препятствием для становления гражданского общества и правовой государственности.
6. Преодоление дисфункций гражданской социализации молодежи в
России является необходимым условием нормализации деятельности
механизмов социокультурного воспроизводства. Стратегия повышения
эффективности формирования гражданских качеств молодого поколения в
рамках процесса социализации мыслится как комплекс мер,
14
предусматривающих укрепление социального порядка, обеспечение правового характера функционирования государственных структур, развитие начал гражданского общества и самоуправления, возвращение воспитательных функций системе образования, что в совокупности будет способствовать повышению статуса гражданских ценностей в общественном сознании, усилению идентификации молодежи с обществом и государством и более эффективному формированию гражданственности в социализационном процессе.
Теоретическая и практическая значимость исследования
обусловлена тем, что разработанные автором теоретические аспекты
социализации молодежи в аспекте формирования ее гражданских качеств как
ресурса социальной стабилизации в российском обществе вносят некоторые
коррективы в концептуальное видение современного состояния российской
молодежи и позволяют: 1) углубить имеющиеся теоретические
представления о состоянии гражданской социализации, ее дисфункциях и
путях их преодоления; 2) определить влияние агентов, институтов и
контрагентов социализации на формирование гражданских ценностей и
аффиляций молодежи в современном российском обществе; 3) развитый в
диссертации подход к изучению специфики и эффективности гражданской
социализации молодежи в России на основе теории социальной
неопределенности, социальной рискологии, концепции аномии дает
возможность выявить основные группы факторов, обусловливающих
дисфункциональный в целом характер социализационного процесса и
15