2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..............................................................3
Глава 1. Образовательные стратегии студентов вуза как объект
социологического анализа.....................................16
1.1. Особенности состояния российской системы высшего образования....16
1.2. Ресурсный подход в исследованиях системы образования............24
1.3. Теоретические основания применения концепции капитала к
исследованиям образовательной стратегии.
Образовательный капитал..........................................35
1.4. Теоретическая модель образовательной стратегии студента вуза....48
Глава 2. Социокультурные особенности формирования образовательных
стратегий студентов регионального университета...............58
2.1. Методика исследования образовательных стратегий студентов.......58
2.2 Модели образовательных стратегий студентов университета.........65
2.2.1. Основные характеристики абитуриентов Нижегородского государственного университета........................................66
2.2.2. Описание образовательных стратегий студентов Нижегородского государственного университета........................................76
1 2.3. Связь между образовательной стратегией и институциональной формой
получения высшего образования...................................98
Заключение..........................................................133
1
Список использованной литерату ры...................................138
Приложение 1........................................................147
Приложение 2.........................................................151
ВВЕДЕНИЕ
Перспективы развития России, ее место в мировом сообществе во многом зависят от изменений, происходящих в системе образования, в первую очередь на уровне высшей школы. Острота данной проблемы обусловлена тем, что именно образованные социальные группы являются главной опорой постиндустриальных, информационных обществ, а направление и скорость развития общества в современных условиях во многом определяется структурой образованного слоя и качеством его образовательного капитала.
Социально-экономические преобразования, происходившие в России начиная с 90-х гг. XX века, радикально изменили условия жизни всех слоев населения. С одной стороны, полученный в дореформенный период образовательный, профессиональный и социальный статус уже не гарантировал сохранения соответствующего ему уровня жизни, и представители различных групп населения были вынуждены формировать новые стратегии поведения на основе собственных ресурсов и возможностей. С другой стороны, социализация молодежи на основе воспроизводства жизненных стратегий родителей оказалась невозможной, и общество стало предъявлять к институтам социализации, основным из которых является система образования, новые требования.
Одним из результатов социально-экономических и социокультурных изменений в российском обществе стало официальное признание общественным мнением существования социального неравенства в рамках системы образования, что в частности проявилось в росте исследовательского интереса к данной проблеме. Социологические исследования последнего десятилетия затрагивают разные стороны процессов, происходящих в сфере высшего образования. В качестве значимых называются проблемы доступности высшего образования для представителей разных социальных групп; проблемы профессиональной
14
(образовательный капитал) и личными установками индивида на получение высшего образования;
- основными компонентами образовательного капитала, которые влияют на реализацию конкретной образовательной стратегии, выступают культурный ресурс (образование родителей и тип среднего учебного заведения, которое окончил индивид), социальный ресурс (место жительства семьи) и экономический ресурс (доход семьи), которые при определенных условиях могут конвертироваться друг в друга;
- в соответствии с выявленными ресурсами и мотивами получения высшего образования выделено пять моделей образовательных стратегий студентов регионального университета: стратегии экономического типа, стратегии интеллектуального типа, стратегии смешанного типа, стратегии достижения, стратегии компенсации;
- на основе анализа иерархии факультетов и форм получения высшего образования, с одной стороны, и объема и структуры образовательного капитала, с другой, раскрыта связь между типом образовательной стратегии и конкретным факультетом, занимающим определенное место в данной иерархии.
Научно-практическая значимость исследования. Данное диссертационное исследование вносит определенный вклад в развитие знаний в области изучения механизмов воспроизводства социального неравенства в рамках системы высшего образования и образовательных стратегий молодежи. Выводы, представленные в данной работе, могут быть использованы при разработке и проведении мероприятий социальной политики в отношении низкоресурсных групп, а также для усовершенствования отдельных составляющих учебного процесса. Теоретические положения, результаты и выводы, обоснованные в диссертации, могут использоваться в учебных курсах «Социология образования», «Социальная структура» и «Социальная стратификация».
15
Описание структуры исследования
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих соответственно четыре и три параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во Введении обосновывается актуальность проблемы исследования,
определяется степень ее изученности, формулируются объект, предмет и гипотезы исследования, ставятся цели и задачи исследования, раскрывается научная новизна полученных результатов.
Задача первой главы «Образовательные стратегии студентов Вуза как объект социологического анализа», включающей четыре параграфа, состоит в определении теоретического фундамента исследования. В рамках данной главы дается описание основных изменений, произошедших в системе высшего образования за последние десять лет; в качестве теоретической базы рассматривается ресурсный подход к исследованию системы образования в целом и образовательных стратегий в частности; описываются основные формы капитала и обосновывается необходимость введения понятия «образовательный капитал»; предлагается авторская теоретическая модель образовательной стратегии.
Во второй главе «Социокультурные особенности формирования образовательных стратегий студентов регионального университета», состоящей из трех параграфов, представлены результаты социологического исследования образовательных стратегий студентов. Здесь описывается методика проведения исследования; дается общая характеристика абитуриентов, поступающих в университет; выявляются основные типы образовательных стратегий, дается их описание и предлагается типология; рассматривается структура дифференциации факультетов внутри университета; показывается связь образовательных стратегий и институциональной формы получения высшего образования.
В Заключении излагаются основные вывода и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Приложения включают в себя бланки анкет, использованных при проведении социологического исследования.
- Київ+380960830922