Оглавление
Введение
Г лава 1 .Теоретико-методологические аспекты социализирующего
воздействия труда....................................................14
1.1 .Социально-психологические аспекты трудовой
деятельности................................................27
1.2.Трудовая занятость инвалидов как условие профессиональной реабилитации..................................36
1.3.Профессиональная реабилитация инвалидов в современных условиях...........................................46
1.4.Трудовая и досуговая деятельность в социализации
лиц с интеллектуальной недостаточностью.....................55
Глава 2. Стационарное учреждение системы социальной защиты как социализирующая среда для лиц с интеллектуальной недостаточностью.....................................................78
2.1. Структура и функции стационарного учреждения
для лиц с интеллектуальной недостаточностью.................87
2.2. Социальная характеристика лиц с выраженной задержкой интеллектуального развития, находящихся
в стационарных учреждениях..................................98
2.3. Технологии социальной работы в реализации трудовой и досуговой деятельности как условия социализации
лиц с интеллектуальной недостаточностью....................111
Заключение..........................................................138
Список литературы и использованных источников.......................148
Приложения..........................................................165
2
Введение Актуальность исследования
По официальным данным число впервые признанных инвалидами в России в 2005 году составляло 1,8 млн. человек. Из них инвалиды вследствие психических заболеваний, в том числе лица с интеллектуальным недоразвитием составляли 55018 человек. Первое ранговое место занимали инвалиды молодого возраста1.
На современном этапе развития общества, когда практически в каждом регионе страны проживает немалое количество лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из приоритетных задач, стоящих перед органами образования, здравоохранения и социальной защиты, является изыскание новых, наиболее эффективных методов и средств совершенствования практики специального образования. Это положение верно не только по отношению к лицам с интеллектуальной недостаточностью легкой степени. Оно применимо и к инвалидам, т.е. к лицам с более тяжелыми формами интеллектуальной недостаточности. Для этой категории инвалидов особую важность приобретает специально разработанные программы трудового обучения, способствующие их интеллектуальному и общему психическому развитию.
В связи с этим трудовая деятельность как один из путей социализации лиц с интеллектуальной недостаточностью приобретает особую значимость. В процессе труда одновременное «включение» интеллектуальных предпосылок и моторики, занятие осознанной, результативной деятельностью формирует личность, воздействует на ее социализацию, проторяет путь к интеграции инвалидов в общество.
Известно, что так называемый реабилитационный потенциал, т.е. личностные и интеллектуальные предпосылки могут реализовываться при
1 Основные показатели инвалидности взрослого населения в Российской Федерации в 2005 г. (Статистический сборник). - М.: ФБ МСЭ, 2006. - 286 с. (64 табл.)
3
- при рабовладельческом строе - труд раба,
- при феодальном - труд крепостного,
- в капиталистическом обществе - труд рабочего.
В социалистическом обществе труд получил характер творческого процесса, совершаемого во имя общественных интересов. Вместе с тем труд фетишизировался, рассматривался с идеологических позиций как дело чести, доблести и геройства.
В современном Российском обществе отношение к труду стало значительно приземленнее. Труд понимается как источник существования, как стремление улучшить материальное благосостояние человека, общества.
Подтверждение этому можно найти в результатах исследования мотивации труда в России, проведенного ВЦИОМ. Произошло увеличение значимости материальной заинтересованности в 1991 г. до 71% по сравнению с 1989 г., когда она составляла 25%1.
Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными).
В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. В этом находит отражение, социализирующее воздействие труда.
1 Лившиц А.Н. Социальная защита и информационное общество // Социальная политика и социология. 2004.№ I. - С. 14-21
16
Социология труда как научное направление сформировалось в результате понимания необходимости заинтересовать работника в результатах своего труда через систему оплаты труда на производстве1. В основе этой системы ряд принципов: выполнять больший объем работы за большую оплату и за более короткое время; премировать хорошую работу, а не любую работу; заботиться о побуждении работника к высокооплачиваемой работе.
Социология труда концентрирует свое внимание на познании возможностей работника, условий их реализации, путей согласования личных интересов с интересами общественными в процессе производственной деятельности2.
Задачи социологии труда с позиции макро социологических подходов включают:
Изучение и оптимизацию социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива).
Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов.
Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника.
Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка.
Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов.
Определение эффективной системы социальных гарантий,
защищающих работников.
Трудовая деятельность всегда вплетена в конкретные социально-экономические условия, связана с определенными социально-профессиональными 1руппами, локализована во времени и пространстве.
1 Тейлор O.P. Научная организация труда П Научная организация труда. - М., 1965. - С. 221-224
2 Тошен ко Ж.Т. Социология труда //Социология. Общий курс. - М.: Юрайт- М. 2001.- С.98-119
17
- Київ+380960830922