2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социокоммун и кати вных процессов в промышленности 9
§1. Концепция становления информационно-коммуникативного общества 9
§2. Системно-интегративный подход к социальным коммуникациям на предприятиях 37
Глава 2.Исследование социокоммуникативных процессов на ,» промышленных предприятиях. 80
§ 1. Внутренние и внешние социальные коммуникации 80
§2. Направления развития коммуникаций
на предприятиях 130
Заключение 169
Список использованной литературы 173
Приложения 184
3
Введение
В дайной работе социальными коммуникациями называется информационно-знаковый обмен между группами социальной системы, ведущий к соединению всех элементов этой системы в единое целое. Социальные коммуникации, обеспечивая через обмен информацией установление общих норм деятельности и поведения членов социальных групп, неразрывно связаны со всей системой общественных отношений.
Актуальность темы исследования. Переход к постиндустриальному обществу ведет к революционным изменениям в информационно-коммуникативной сфере как в масштабе всего общества, так и на уровне организаций.
* Переход к постиндустриальному обществу связан с революционными изменениями в информационной сфере как в масштабе всего общества, так и на уровне организаций. Тенденция информатизации и интернетизации проявляется и в промышленности.
Промышленными предприятиями России накоплен определенный опыт реорганизации и развития коммуникаций в 90-е годы XX и в начале XXI века - опыт, который нуждается в анализе и осмыслении, в частности, с позиций социологии как наиболее системной отрасли гуманитарного знания. С этим связана актуальность исследования.
Одним из наиболее важных в научном и практическом отношении вопросов является тенденция интегрирования, объединения в системный комплекс отдельных видов и форм коммуникаций, направленная на повышение эффективности производства и благо-
* приятных отношений в коллективах.
В настоящее время происходит формирование коммуникативной политики организаций. Создаются новые или расширяются коммуникационные службы, в которых растет численность специалистов по коммуникациям. Растут масштабы подготовки сиециали-стов-коммуннкаторов, в частности по связям с общественностью, рекламе, социологическим и маркетинговым исследованиям.
В западной и отечественной науке разрабатывается концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций. Она представляет процесс интегрирования коммуникаций в плане подчинения их маркетингу для достижения коммерческого эффекта. Происходит сужение содержания коммуникаций и интеграции как системного процесса. Преодоление этой односторонности возможно
♦
17
лью повышения эффективности их деятельности, конкурентности, стимулирования инноваций.
2.Информация становится предметом массового потребления наряду с сельскохозяйственной и промышленной продукцией.
3.Происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли 14.
Коллектив авторов проекта «Российский портал развития» определяет информационное общество как ступень в развитии современной цивилизации, характеризующуся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием роли информационно-коммуникативных технологий в создании ВВП, возникновением глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность эффективного информационного взаимодействия людей, их доступ к мировым информационным ресурсам
15
Современная информационная деятельность характеризуется такими важными чертами, как высокая доля в конечной стоимости товаров, услуг и, следовательно, в ВВП; существенной долей в общей занятости; интегрирующей функцией в экономике.
Социологический аспект наиболее ярко проявился в росте численности информационных работников, занимающихся переработкой больших массивов информации в различных сферах деятельности. Население распалось на группы тех, кто владеет ком-шоьтсрными технологиями и имеет доступ к информации, и тех, кто не имеет таких возможностей. Соответственно, появился новый аспект социального неравенства между развитыми обществами и остальным миром, а также внутри каждой страны.
Как пишет М.Ф.Черныш, между «информационными» работниками и остальным населением имеется существенный перепад в доходах и статусе. Наличие компьютера на рабочем месте - важное условие осовременивания труда, придания ему более высокого статуса. В 2002 году использовали компьютер в производственных целях 10% работающего российского населения 1б.
Сегодня идеи информационного общества переводятся на уровень политического и экономического планирования внедрения информационных технологий в деятельность организаций и быт
14 Мелюхин И.С. Информационное общество и баланс интересов государства и личности / Информационное общество. 1997, К24-6.
15 Готовность России к информационному обществу/Под ред. Т.В.ЕршоБой. М.: Изд. Института развития информационного общества, 2001. С.5.
16 Черныш М.Ф. Новая социальная группа - «информационные» работники / Соиис. 2001, №11. С.62.
*
людей. В первую очередь следует упомянуть Окинавскую хартию глобального информационного общества (2000), закрепившую на политическом уровне приоритет развития социально-экономических, политических и культурных приложений информационных технологий.
Практически во всех развитых странах приняты программы перехода к информационному обществу. В нашей стране также принята «Концепция формирования информационного общества в России» (1999), а также федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002).
В 1999 году была принята концепция «Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу». Стратегия рассчитана на долгосрочную перспективу и предусматривает решение крупномасштабных задач органами государственной власти Санкт-Петербурга, а также субъектами хозяйствования в информацонной сфере города.
Основными стратегическими целями перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу являются:
-обеспечение каждому жителю города свободного доступа ко всей информации, необходимость в которой возникает в процессе его деятельности, отдыха и в быту;
-формирование информацоиных потребностей населения и обеспечение каждому жителю возможности фактического удовлетворения этих потребностей;
-формирование информационной культуры населения; -превращение информационных ресурсов города в стратегический ресурс его устойчивого и поступательного развития, на-првленного на достижение главной цели развития Санкт-Петербурга - стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения ,7.
Некоторые развитые страны вошли в стадию информационного общества. Для них характерен выход на первые позиции численности информационно-коммуникативных работников и объема продаж информационных продуктов. Интенсивно растут информационно-коммуникативные потребности людей и организаций, связанные с переработкой больших массивов информации и необходимостью мобильных коммуникаций.
Российское общество, несмотря на отставание от развитых стран и специфические трудности реформенных преобразований, динамично продвигается по выше очерченному пути. Имеются все
17 Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.: Изд-во Михайлова В.Л., 2001. С.223-224.
- Київ+380960830922