2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................. 3
ГЛАВА 1. Сущность организационной кулыуры
государственной службы......................................... 15
11. Теоретические основы организационной
культуры............................................. 15
/ 2. Особенности организационной культуры
государственной службы............................... 38
1 3. Организационная культура государственной
службы как социальный процесс........................ 57
ГЛАВА 2. Эволюция организационной культуры
государственной службы России 73
21. Основные этапы процесса развития культуры
государственной службы России........................ 73
2 2. Модели организационной культуры современной
государственной службы............................... 89
2 3, Тенденции развития культуры профессиональной
деятельности государственных служащих как компонента организационной культуры........... 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................. 137
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ............................................. 143
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования вызвана следующими обстоятельствами.
Во-первых, организационная культура представляет значительный интерес для социологической науки. Рассмотрение этой культуры как социального процесса, выявление соответствующих этапов и их особенностей является насущной необходимостью в условиях строительства правового демократического государства. При этом самым сложным и малоизученным является процесс развития социокультурной системы в ходе этих перемен.
Во-вторых, актуальность темы исследования предопределена тем, что в России складывается новый тип государственной службы, принципиально отличающийся не только от партийно-советской модели, но и государственной службы царского периода. Организационная культура становится важнейшим фактором повышения эффективности современной государственной службы.
В-третьих, избранная тема актуальна потому, что первоначальная модель государственной службы Российской Федерации оказалась неэффективной. В ней преобладали элементы организационной культуры прошлых этапов развития государственной службы. Это стало одной из причин принятия решения о реформировании государственной службы в 2003-2005 гг.
В-четвертых, тема исследования актуальна в связи с тем, что в процессе реформирования государственной службы возникла необходимость выработки концептуальных основ ее организационной культуры, 470 требует специального изучения.
В-пятых, актуальность исследования темы возрастает в связи с тем, что наиболее слабым звеном современной организационной культуры государственной службы является низкий профессионализм
14
профессионализма служащих; поддержание в качестве приоритетных ценностей профессиональных знаний, умений, навыков и способностей и связанной с их развитием стабильности положения государственных служащих.
Практическая значимость диссертационного исследования
состоит в том, что его результаты могут быть использованы при проведении следующих мероприятий:
- при подготовке и принятии законов о реформировании государственной службы РФ в 2003-2005 годах;
- при определении методологической основы культурологических аспектов субкультуры государственной службы как системы институтов;
- в программном обеспечении профессионального обучения кадров государственных органов;
- при определении методологической основы изложения лекционного курса «Организационная культура» для обучения государственных служащих.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены диссертантом в выступлениях на международной научно-практической конференции «Россия. Век XXI: тенденции и перспективы развития» (г. Москва, декабрь 2002 г.); на всероссийских научно-практических конференциях по темам: «Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке» (г. Москва, февраль 2001 г.), «Реальная социальная политика в условиях государственной модернизации: опыт, проблемы, перспективы» (г. Москва, март 2001 г.). Проблемы организационной культуры государственной службы нашли свое отражение в научных публикациях автора.
15
ГЛАВА I.
Сущность организационной культу ры государственной службы 7.7. Теоретические основы организационной культуры
С позиций современных научных подходов общество рассматривается как неравновесная социальная система «особого типа, устойчивость которой обеспечивается искусственным опосредованием внешних и внутренних отношений, а культура - весь комплекс опосредствующих механизмов: орудия и прочие материальные продукты, мифология, мораль, право и т.д.»1. Более того, социальная система невозможна без таких форм культуры, которые необходимы для того, чтобы справиться с ситуационными затруднениями, и без цельных образцов ценностной ориентации.
Наиболее широкий, философский подход к культуре состоит в понимании ее как сотворенной человеком «второй природы», которая включает в себя результаты материального и духовного производства. Изучением различных вопросов культуры занимаются также языкознание, искусствоведение, этнография, археология и другие науки. Поэтому неудивительно, что в понимании культуры существуют значительные расхождения: в1952г. американские антропологи
А. Кребер и К. Клаксон проанализировали более 160 концепций и определений культуры, каждое из которых отражало важную сторону культуры.
В данной работе будем исходить из определений культуры У. Томасом и Э. Сепира, которые, с нашей точки зрения, в наибольшей степени удовлетворяют целям исследования. У. Томас считает, что « культура ... это материальные социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) . По мнению
1 Назаретян А.П. Устойчивое неравновесие и синергетическая модель культуры // Синергетика, философия, культура. М., 2001. С.113.
Thomas W. Primitive behavior. N.Y., 1937. P. 8.
- Київ+380960830922