СОДЕРЖАНИЕ
С.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Паблик рилейшнз и социальная среда 13
1.1. Паблик рилейшнз как социальный
институт 13
1.2. Социальная среда как коммуникативное пространство 36
1.3.Общественное мнение в индикации
состояний социальной среды 64
ГЛАВА 2 Паблик рилейшнз как социальная практика 91
2.1. Санация социальной среды (антикризисные
ПР) 91
2.2. Гармонизации социальной среды 116
2.3 Институционализация паблик 141
рилейшнз в регионе ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162
ЛИТЕРАТУРА 166
ПРИЛОЖЕНИЯ 176
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
Проблемы социального управления и управляемости общественной жизни актуальны для всей истории человечества. Но никогда эти проблемы не обозначались так резко, как в XX в., характерной чертой которого является противостояние режимов, форм, стилей и культуры управления. Возникновение паблик рилейшнз (ПР) направлено на создание благоприятной социальной среды и связано с появлением инновационной модели диалогового управления, идущей на смену институтам и механизмам, действующим на принципах монологизма в ситуации диктата воли.
Утверждение паблик рилейшнз на российской социальной почве -явление сравнительно новое, насчитывающее лишь десятилетие существования. Здесь, как и в других странах мира, появились профессиональные группы и сообщества ПР - РАСО, гильдия специалистов ПР, ВОСТ, в соответствии с международными стандартами создаются и активно обсуждаются кодексы и хартии профессионального поведения, складывается и действует система профессиональной подготовки в области ПР.
Но особая сложность пиаризации российского общества состоит в том, что в отличие от стран Запада, где институт паблик рилейшнз давно сложился и успешнб функционирует в нескольких моделях, становление ПР у нас сопровождается недоверием, связанным с восприятием его в качестве системы изощренных манипуляций, обмана, злоупотреблений специалистов в этой области, использующих ‘'грязные технологии”, тогда как цивилизованная практика ПР не только увязывается с современными технологиями, но и предполагает их применение с жесткой регламентацией, соблюдением особых профессиональных норм.
18
на улицах городов на милю дороги. Эффект от проведенной газетным агентом целенаправленной работы был очень высоким.
Первая служба ПР (первоначально Комитет по общественной информации) была создана после Первой мировой войны при правительстве США президентом Т.Вильсоном. В конце 30-х гг. стали появляться аналогичные службы в коммерческих структурах этой страны. В Европе институционализация ПР состоялась после окончания Второй мировой войны.
Современная мировая практика в области ПР в значительной степени интернационализирована и осуществляется на основе специальных кодексов профессионального поведения. Их несколько: Венецианский кодекс (1961 г.), Афинский кодекс (1965, 1968 гг.), Кодекс профессионального поведения ИПРА (1985 г.), Лиссабонский кодекс (1989 г.). Они регулируют профессиональную управленческую
деятельность в сфере ПР (8. С. 221-239; 90).
История обучения в области ПР ведет начало с 1923 г., когда Э. Бернес набрал в Нью-Йорке первую группу слушателей. Система обучения искусству ПР складывалась постепенно. В 1966 г. в США ПР как учебная дисциплина преподавалась всего в пяти университетах, а к 1990 г. эта цифра увеличилась в пять раз. Кроме того, подготовку в данной области начали вести многие вузы европейских стран. Выпускникам университетов Великобритании, прошедшим подготовку в области ПР, присуждается степень почетного бакалавра в области общественных отношений.
Важное значение для подготовки специалистов в области ПР имеют координация исследовательской деятельности, издание специальной литературы. Этим активно занимается Ассоциация консультантов по ПР. Она ежегодно публикует соответствующие библиографические указатели.
19
Особое внимание специалисты в области образования уделяют выработке требований по профессиональному обучению ПР. С. Блэк отмечает, что если прежде данная деятельность координировалась недостаточно, то в настоящее время “налицо стремление установить единые требования к обучению” (8, С. 31). Идеальная программа обучения конструируется в виде трех концентрических окружностей. В центральной окружности обозначаются дисциплины, непосредственно связанные с ГГР,. во второй - дисциплины, имеющие отношение к проблемам связи и контактов, во внешней - указаны наиболее общие дисциплины, знакомство с которыми необходимо профессионалу, связанному с ПР.
В России ПР как дисциплина открыта сравнительно недавно, лишь немногим более десяти лет назад, но она уже имеет свою историю (75). Трансплантируемая с Запада, эта дисциплина с большим трудом адаптируется на российской национальной почве. Сложности этих процессов обусловлены как состоянием общества, демократизация которого происходит на фоне снижения уровня жизни и противостояния социальных сил, так и спецификой национального менталитета.
ПР как отрасль знания или научная дисциплина составляет лишь незначительную часть “айсберга'’ ПР - социального феномена, который глубоко погружен в социум в качестве института общественных отношений, практики управления социальными процессами. В этом
социальном качестве, ПР как сравнительно новый вид управленческой практики явился “на карте наших понятий и ориентиров” (8. С. 6) и
заявил о себе первоначально (в конце 80-х гг.) как теневой придаток рекламного рынка. И только в середине 90-х гг. (1994 -1995) ПР-услуги в стране были востребованы в широком ассортименте. Это связано с рядом обстоятельств, отражающих всю сложность и новизну социально-
экономических и политических процессов в различных сферах
жизнедеятельности российского общества.
- Київ+380960830922