Ви є тут

Этносоциологический анализ динамики осетинской обрядности

Автор: 
Цогоев Тамерлан Николаевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
125
Артикул:
1000310246
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ г............................................3
ГЛАВА I. ЭТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СЕМЕЙНОЙ ОБРЯДНОСТИ....................................... 13
§1. Обряды, связанные с социализацией детей..........13
§2. Социальные функции свадебной обрядности..........49
§3. Социальные и психологические аспекты погребальных
обрядов............................................. 60
§4. Другие обряды................................... 70
ГЛАВА И. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ ОБРЯДНОСТИ......................................... 74
51. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ............................74
§2. АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ СОСТОЯНИЯ СЕМЕЙНОЙ
ОБРЯДНОСТИ...........................................84
2.7. Обряды, связанные с социализацией детей........84
2.2. Социальные функции свадебной обрядности ......91
2.3. Социальные и психологические аспекты погребальных обрядов 103
2.4. Другие обряды.................................109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................111
БИБЛИОГРАФИЯ........................................120
ПРИЛОЖЕНИЕ
125
ВВЕДЕНИЕ
Степень изученности проблем этнической эволюции народов Северного Кавказа диктует необходимость следовать путем комплексного исследования одного субрегиона или народа, которое сопровождалось бы доступными аналогиями или противопоставлениями. Опыт такой работы и представляет предлагаемая диссертация.
Несомненно, этнологический материал, широко используемый в работе, затрагивает гораздо более глубокие историко-социальные пласты, чем собственно этносоциологический. Речь в данном случае идет не только о современных этносоциологических методах, но и об обильном и добротном статистическом материале, представленном в многочисленных исследованиях.
Северная Осетия, расположенная в географическом центре Северного Кавказа и ставшая регионом нашего исследования, представляет собой превосходную модель для выявления и изучения региональных тенденций эволюции семьи и межсемейных отношений, характерных для всего Северного Кавказа. Как и подавляющее большинство соседних народов, осетины автохтонны и самобытны, хотя, подобно всем остальным, в достаточной мере испытали те или другие сторонние влияния. Но существуют обстоятельства и другого порядка, заметно отличающие осетинский народ от его соседей: большинство осетин -христиане, и в их религиозных верованиях и культах, а стало быть - и всех связанных с религией компонентах культуры, сохранилось намного больше домонотеистических явлений.
Другие особенности осетинской культуры кроются в менталитете народа. Не без связи с христианским вероисповеданием и более тесными контактами с Россией в Осетии раньше, чем где-либо на Северном Кавказе, возникла своя интеллигенция - учителя, врачи, писатели, публицисты и т.п., - оказавшая колоссальное влияние на развитие город-
точных языков, большой знаток языка, фольклора, истории и этнографии осетин; Максим Максимович Ковалевский - знаменитый историк, социолог и этнограф, в чьих трудах обрядовая тематика представлена наиболее обширно и один из крупнейших трудов которого посвящен обычному праву осетин; Федор Иванович Леонтович - видный историк права, профессор Одесского, а затем Варшавского университетов, который включил осетинские адаты во вторую часть изданных им “Адатов кавказских горцев”. Прибегал в своих трудах к осетинскому материалу и Николай Николаевич Харузин - старший в семье московских этнографов Харузиных, не раз бывавший на Северном Кавказе.
И все же начало нового этапа осетиноведения, включая этнографическую фамилиологию (семьеведсние), отмечено его интенсивным развитием в 1920-1930-е гг., когда появились первые публикации, а затем и исследования, содержащие сведения об обрядах в семейной жизни осетин. Еще шире разворачиваются подобные исследования в послевоенное время. Рано ушедшая из жизни Нина Фацбаевна Такоева -московский ученый-этнограф - оставила две интересные работы: об осетинских брачно-свадебных и погребально-поминальных обрядах. Во второй половине 1960-х - начале 1970-х гг. были опубликованы монографические исследования Ахсарбека Хадзиретовича Магометова, целиком или частично посвященные быту осетинской семьи (“Семья и семейный быт осетин в прошлом и настоящем”, “Культура и быт осетинского народа”, “Общественный строй и быт осетин”). В 1967 и 1971гг. двумя изданиями вышла в свет обобщающая монография Бориса Александровича Калоева “Осетины”. В 1974г. была опубликована книга Зинаиды Давидовны Гаглойти “Очерки но этнографии осетин” с обширными разделами по браку, семье и по семейной общине. Двумя годами позднее появилось исследование Людвига Алексеевича Чиби-рова об осетинском народном календаре, содержащее немало сведений
п
и о семейных обрядах. Ряд статей по этим или смежным с ними сюжетам вошли в сборники, изданные во Владикавказе и Москве.
Вся эта впечатляющая этнографическая литература во многих случаях позволяет составить достаточно полное представление о прежней, дореволюционной жизни осетинской семьи. Намного меньше внимания уделено в ней обрядности осетин в советский период. Восполнить этот пробел помогают результаты полевых этнографических и этносоциологических исследований.
На наш взгляд, совмещение методов, применяемых отдельно в этнографических и этносоциологических исследованиях, вполне оправдано, поскольку дает возможность полнее выявить тенденции, намечающиеся в такой деликатной сфере, как обрядность.
Сравнительный анализ сущностных черт семьи северокавказских этносов приводит нас к закономерному выводу, что в ней при наличии этнической специфики обнаруживается немало общих черт. Результаты исследования показывают, что социальные роли обрядов, сохраняясь в принципе, наполняются сегодня новым содержанием и имеют общую тенденцию к увеличению собственной значимости. В ходе исследования обнаружилась неравномерность в эволюции разных феноменов семьи, при которой содержательные ее аспекты проявляют большую подвижность, адаптивность к изменяющимся социокультурным условиям, а формальные сохраняют все еще достаточную тягу к консервации.
12