Содержание
ВВЕДЕНИЕ.............................................. 3-16
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ МОЛОДЕЖИ . 17-55
§ 1. Понятие социального самочувствия и методологические основы
его изучения.......................................... 17-37
§ 2. Специфика социологического подхода к изучению социального самочувствия.......................................... 37-55
ГЛАВА 2. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КАК ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ....................... 56-81
§ 1. Идентичность и социальное самочувствие:
поля взаимовлияния.................................... 56-65
§ 2. Современные идентификационные стратегии россиян.. 66-81
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ "МОЛОДЫХ ВЗРОСЛЫХ”: РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ 82-131
§ 1. Построение системы показателей социального самочувствия ... 82-95 § 2. Характеристика социального самочувствия ......... 95-131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................ 132-135
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................... 136-149
ПРИЛОЖЕНИЕ
150-154
Введение
Актуальность темы исследования. К изучению социального самочувствия отечественная социология обратилась сравнительно недавно, и обращение эго вписывается в контекст изменений в социальных науках, в частности, в социологии.
Сегодня актуальной для российской социологии является проблема соответствия понятийного аппарата специфике новой социальной реальности. Научный инструмент отечественной социологии претерпевает изменения в связи с социальными трансформациями нашего общества последних лет. Этот процесс включает как переосмысление традиций в изучении социальных субъектов, так и использование новых эвристических ресурсов. К последним относится использование новых теоретических концепций и понятий, в том числе тех, которые были предложены в свое время другими дисциплинами или находились на периферии исследовательской практики. Чертой многих современных исследований становится использование междисциплинарного подхода при изучении социальных процессов и явлений, в частности, использование социально-психологических понятий, например, «социальное настроение» [154]\ «социальные перцепции», «социальные чувства» и, наконец, «социальное самочувствие». Указанные термины сегодня выходят за рамки психологической плоскости рассмотрения, предполагают измерение не только психологических, но и социальных характеристик. Субъективное восприятие человеком собственной жизни перестало быть прерогативой только психологических исследований в силу существенного влияния на него объективных факторов, в значительной мере детерминирующих жизнедеятельность как отдельного человека, так и социальных общностей.
Другой важной чертой современного развития отечественной социологии можно назвать переосмысление функций науки, ценностных оснований исследовательской деятельности. Нели в дореформенной России предназначение социальной теории виделось в практической плоскости (необходимо было изучать, чтобы изменять), то сегодня распространенным
Злсчп. II л алее » квадратных скобках куренном указам номер источника « библиографии, мере» точку с запятой - стр.
14
Научная новизна выносимой на защиту диссертации состоит в разработке теоретико-методологических и методических принципов изучения социального самочувствия, включающего уровень притязаний, степень их реализации и идентификационную стратегию на материалах прикладного исследования возрастной когорты.
В теоретическом плане элементы новизны состоят в определении понятия и структурных элементов социального самочувствия, обосновании уровней его анализа; в концептуальном взгляде на идентификацию как детерминирующий фактор социального самочувствия; в учете временных факторов при анализе социального самочувствия; в разработке системы показателей социального самочувствия; в обращении к анализу социального самочувствия возрастной когорты; в определении принципов и построении типологии социального самочувствия «молодых взрослых» в трудовой и семейной сферах жизненной реализации; в определении системы детерминант указанных типов.
В методическом плане новизна состоит в том. что в диссертации предложен вариант вторичного анализа первичного социологическою материала, в ходе которого были агрегированы дополнительные переменные социального самочувствия, построены факторные и типические группы, определены их взаимосвязи и детерминирующие факторы.
Практическая ценность диссертационной работы состоит в предпринятой попытке выявить типы социального самочувствия поколения тридцати летних. Эти результаты могут быть использованы в целях регулирования и прогнозирования социальных процессов, выработки стратегических направлений социальной политики и ее реализации директивными органами, а также в учебно-воспитательной работе с молодежью в учреждениях образования.
15
Апробация исследования состоялась в форме участия в научных конференциях («Образование: время перемен», г. Екатеринбург, 1991 г.; «Проблемы возрождения России», г. Екатеринбург, 1992 г.; «Рынок и культура», г. Екатеринбург, 1994 г.; «Философия и социология образования на пороге XXI века», г. Екатеринбург, 1996 г.; «Молодежь - будущее России»: X Уральские социологические чтения, г. Екатеринбург; 1996 г., «Социологические чтения-2», г. Москва, 1996 г., Летний университет «Методология общественных наук в России и за рубежом на исходе века», г. Ярославль, 1997 г. и др.), публикации результатов (по теме диссертации: статьи - 3, тезисы выступлений - 5) и использовании полученных данных в процессе преподавания автором общего курса социологии и ряда спецкурсов но методологии и методике социологического исследования.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения. В диссертации 3 диаграммы,
\ схема и 23 таблицы, в том числе 10 - в приложении. Обший объем работы - 154 стр.
В первой главе содержится теоретико-методологический подход к анализу понятия «социальное самочувствие», анализируются направления междисциплинарного подхода к анализу данного феномена, а также описывается структура социального самочувствия.
Вторая глава посвящена рассмотрению идентификации как детерминирующего фактора социального самочувствия. В этом разделе речь идет о полях взаимовлияния идентичности и самочувствия, а также о современных идентификационных стратегиях россиян.
Третья глава представляет собой результаты измерения и интерпретации исследования социального самочувствия «молодых взрослых». Здесь описываются основные типы социального самочувствия возрастной когорты тридцатилетиях в профессиональной и семейной сферах жизнедеятельности.
В заключении формулируются основные выводы диссертационного исследования, описываются пути дальнейшего изучения социального самочувствия.
библиография содержит список использованной при подготовке диссертации литературы, включающий статистические сборники.
- Київ+380960830922