Ви є тут

Психологічні основи успішності управлінської діяльності керівників закладів охорони здоров'я

Автор: 
Канюка Галина Степанівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U001072
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕ-РИСТИК ЛИЧНОСТИ, СПОСОБСТВУЮЩИХ УСПЕШНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ....................................
2.1. Анализ требований управленческой деятельности к различным психическим сферам руководителей медицинских учреждений ..............................................
2.2. Социально-психологический портрет руководителей учреждений здравоохранения разных уровней управления ....
2.2.1. Демографические характеристики .....................
2.2.2. Доминирующая направленность .......................
2.2.3. Коммуникативные и организаторские способности
2.2.4. Интеллектуальные характеристики ....................
2.2.5. Особенности межличностного поведения ...........
2.2.6. Управленческие ограничения .........................
2.2.7. Отличительные особенности социально-психологических характеристик руководителей разных уровней управления ..............................................
2.2.8. Основные факторы успешности управленческой деятельности .......................................................
2.3. Диагностическая значимость методик, используемых для системного изучения психологических факторов успешности управленческой деятельности ........................................
2.4. Психолого-организационные условия повышения успешности управленческой деятельности руководителей учреждений здравоохранения .........................................
Выводы к разделу 2 ....................................................
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ...............................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ..
46
46
52
54
61
70
84
94
105
117
133
139
148
150
155
159ПРИЛОЖЕНИЯ ..................................................................176ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Социально-экономические преобразования на Украине, ориентированные на дальнейшее развитие рыночных отношений во всех сферах хозяйствования, резко обострили целый ряд проблем в системе здравоохранения, в том числе и проблему управленческого персонала, деятельность которого оказывает существенное влияние на эффективность работы лечебно-профилактических учреждений, на качество медицинского обслуживания населения, а также на процесс движения реформ в отрасли.
В 60-80-е годы ХХ столетия многие специалисты области социальной медицины (В.А.Алексеев, 1969; Д.Д.Венедиктов, 1970; П.И.Калью, 1975; Н.Д.Ковригина, 1977; В.В.Канеп, 1980) ставили вопрос о необходимости проведения научных исследований в системе здравоохранения, посвященных вопросам управления, подбора и обучения руководящих кадров. Однако в медицинской отрасли такие исследования проводились редко. Наиболее приоритетными для экспериментального изучения управленческой деятельности, психологических особенностей управленческого персонала были промышленные отрасли, а руководители медицинских учреждений представляли незначительный отряд управленцев-гуманитариев, который не выделялся учеными для проведения подобного рода исследований. Несмотря на то, что управленческая деятельность в здравоохранении имеет свою специфику (А.В.Манулик, 1984), в решениях теоретических и практических задач, связанных с управлением, подбором и подготовкой руководителей разных уровней управления, в медицинской отрасли традиционно использовались общепринятые рекомендации, не затрагивающие ни отраслевую, ни должностную специфику. Новая экономическая ситуация требует иного подхода в решении управленческих и кадровых проблем в этой отрасли.
В современных условиях работа руководителей лечебно-профилактических учреждений разных должностных уровней становится все более эмоционально напряженной, растет ответственность за результаты деятельности подчиненных подразделений при дефиците материальных, финансовых и трудовых средств. Изменяются функции руководителей разных уровней управления. Часто личностный потенциал управленцев оказывается ниже или выше потенциала должности. Несовершенство управленческой вертикали, в свою очередь, приводит к конфликтам, личностным деформациям, различного рода заболеваниям среди руководителей и их подчиненных (М.Березовский, П.Серафимов, 1970; А.Петренко, 1998; Г.С.Канюка, 1998; А.Выдай, Г.Ложкин, 1999), а также к высокой текучести кадров на всех управленческих уровнях.
В переходный к рыночным отношениям период, когда возник спрос на деловых людей и далеко не каждому руководителю медицинского учреждения удается успешно решать управленческие задачи, в системе здравоохранения остро стоит вопрос о подборе и подготовке управленцев нового типа - менеджеров. Решение этого вопроса предусматривает создание условий для внедрения в отрасли научно обоснованной системы подбора и подготовки руководящих кадров, что позволит обеспечить не только движение реформ, но и развитие конкурентоспособных медицинских учреждений.
Таким образом, значимость проблемы управленческого персонала возрастает, с одной стороны, в связи с необходимостью реформирования отрасли, с другой - в связи с отсутствием экспериментальных данных, позволяющих определить ключевые направления преобразований в области кадровой политики. Вышеизложенное обуславливает актуальность настоящего исследования и его цель.
Связь работы с научными программами, планами, темами. Работа проводилась в рамках научно-исследовательской работы кафедры социальной медицины, организации и управления здравоохранением "Наукове обгрунтування структурної перебудови охорони здоров(я міста Дніпропетровська у сучасних економічних умовах" (1996-1997г.г.), №госрегистрации 0196U012646 и "Наукове обгрунтування організації та управління первинною медико-санітарною допомогою у сучасних економічних умовах" (2000-2004г.г.), № госрегистрации 0100U000471.
Цель исследования - определить психологические факторы, способствующие успешности управленческой деятельности руководителей учреждений здравоохранения разных уровней управления.