Ви є тут

Психологічні особливості мотивації навчальної діяльності майбутніх інженерів педагогів

Автор: 
Чаусова Тетяна Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U002512
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ
БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ
(КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)
Содержание раздела ориентировано на выбор методической базы констатирующего
этапа исследования: конкретизацию исходных концептуальных положений,
обоснование необходимой и достаточной совокупности первичных показателей для
отображения основных особенностей мотивационной сферы студентов, подбор
соответствующих методик, разработку комплексных показателей и приемов их
расчета на основании исходных первичных данных.
Представлены результаты констатирующего этапа исследования. По ряду показателей
выявлены гендерные различия. Раскрыто мотивирующее влияние двух составляющих
профессиональной подготовки: инженерной и педагогической. Показано сложное
соотношение между мотиваторами социализации, личностного роста и
профессионального становления, которые, будучи неразрывно связанными в реальном
процессе формирования будущего специалиста, не всегда находятся в гармоническом
единстве в системе мотивационных детерминант отдельных студентов.
Показано, что в учебно-воспитательном процессе вуза мотивационная структура
учебной деятельности студентов не всегда развивается в социально желаемом
(конструктивном) направлении. Отмечается ряд негативных тенденций,
деструктурирующих конечную цель - формирование будущего инженера-педагога.
Особое внимание уделено рассмотрению новых тенденций, которые появились в
детерминации учебной деятельности и профессиональной подготовки студенчества.
Это обусловлено теми изменениями в обществе, которые не могли не затронуть
систему высшей школы, жизненные планы и ориентации студенческой молодежи.
2.1. Концептуальные предпосылки и методическая база организации и проведения
констатирующего эксперимента
Наибольшую трудность при анализе сложных системных образований, к числу которых
справедливо можно отнести и мотивационную сферу личности, представляет
выделение соответствующей структуры, то есть определенных составляющих и
способов связи между ними. Несмотря на широко известное утверждение
К.К.Платонова относительно того, что система - понятие субъективное, тогда как
структура - понятие объективное [172], мы более склонны к точке зрения
В.А.Семиченко, считающей, что в данном случае следует говорить о более сложных
объект-субъектных отношениях. Ведь характер структуры определяется тем ракурсом
рассмотрения и теми системными рамками, которые выбирает исследователь,
изучающий данную систему. То есть системная проекция, масштаб системы,
количество и качество актуальных компонентов, образующих исследуемую систему,
действительно существенно зависят от позиции исследователя. Однако в пределах
сделанного выбора степень детерминации системных событий выделенными для
анализа компонентами, характер связи между ними, сущность возникающих системных
феноменов уже являются независимыми системными признаками, то есть явлениями
объективными [190].
Такой подход позволяет нам перейти к построению концептуальной модели
исследуемого явления, исходя из следующих теоретических позиций:
1. Мотивация учебной деятельности студентов является сложным системным
образованием, структурные компоненты которого образуются на пересечении
разнообразных системных проекций. Именно так можно понять явление
полимотивированности, то есть наличия в мотивационной структуре учебной
деятельности нескольких детерминант, в том числе не связанных прямо с
познавательной деятельностью, однако опосредованно (в системном преломлении)
оказывающих на нее существенную деятельность.
2. Основные детерминанты учебной деятельности (и соответственно познавательной
активности) студентов проецируются из ряда ведущих систем жизнедеятельности, к
числу которых мы относим систему учебной деятельности, систему профессиональной
деятельности, систему социальных отношений и общую систему жизнедеятельности.
3. В свою очередь, выделенные системные проекции могут быть представлены как:
а) отношение студента к непосредственным составляющим процесса познания:
отдельным предметам, конкретным формам и методам работы, видам учебных
действий;
б) отношение студентов к учебной деятельности в целом в контексте других видов
деятельности;
в) отношение студента к профессиональной деятельности в целом (мотивы
профессионального выбора) и ее отдельным аспектам;
г) отношение студентов к другим участникам процесса обучения на горизонтальном
(другим студентами) и вертикальном (преподавателям) уровнях;
д) отношение студентов к будущим субъектам профессиональной деятельности
(ученикам) как важному мотиватору профессионального и личностного развития;
е) отношение студентов к значимым компонентам жизнедеятельности, рейтинг
учебной и профессиональной деятельностей в общей системе жизненных
детерминант.
4. Рассмотрение особенностей мотивации учебной деятельности студентов может
быть реализовано как путем выявления первичных показателей и тенденций их
развития в процессе обучения, так и путем постепенного интегрирования первичных
показателей в сложные диспозиционные структуры, показывающие роль и значение
исследуемой системы в контексте других жизненно значимых систем. В качестве
такой диспозиционной структуры может выступать профессиональная
(педагогическая) позиция.
Исходя из очерченных концептуальных положений, перейдем к выбору показателей, с
помощью которых можно исследовать особенности мотивационной сферы студентов
инженерно-педагогического вуза и тенденции их изменений в процессе обучения.
Некоторые методики, с помощью которых изучалась мотивационная сфера студентов и
которые являются широко известным